[<10>] ====== Толкования на Чис. 11:25 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали** Этот Дух сошел на семьдесят старцев при Моисее. Я говорю это тебе для того, чтобы теперь показать, что Он все знает и действует, как Ему угодно. Избраны были семьдесят старцев: **И сошел Господь в облаке и взял от Духа, Который на** Моисее, **и дал семидесяти мужам старейшинам**. Не Дух разделился, но благодать разделилась по мере готовности и способности приемлющих. Однако шестьдесят восемь человек, находившихся там, пророчествовали, Елдада же и Модада там не было. Итак, чтобы показать, что не Моисей сообщал этот дар, но действующий Дух, Елдад и Модад, хотя и были званы, не пришли и между тем пророчествовали. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали** См. Толкование на [[old:chis:11:11#prp_efrem_sirin|Чис. 11:11]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали** Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет? Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления [[new:1kor:12:28|(1Кор.12:28)]]. Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто. //**Толкование на книгу Чисел.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая... **И сниде Господь во облаце, и глагола Моисею, и взят от Духа, иже в нем, и возложи на седмьдесят мужей старец: егда же почи Дух на них, и пророчествоваша, и к тому не приложиша** **И глагола** (Господь) **Моисею**. – О чем **глагола**, не сказано, но вероятно о чем-нибудь относящемся к предстоящему событию – **И взят от Духа иже в нем, и возложи на седмьдесят мужей старец**, т.е. сделал их причастниками тех благодатных даров, которые были в **Моисее**. Как это произошло? По всей вероятности, **Дух**, обитавший в **Моисее**, сошел на них чрез посредство самого же **Моисея**, подобно тому, как благодать Св. Духа нисходит на рукополагаемых в священные степени чрез рукополагающих. Совершилось невидимое прелияние токов благодати Св. **Духа** из души **Моисея** в души избранных **70-ти мужей**. Но было ли при этом употреблено **Моисеем** рукоположение, или другое внешнее посредство, например, дуновение, не было ли еще при этом чудесного какого явления, в виде, например, огня, как в день Пятидесятницы при сошествии на учеников Христовых Св. **Духа**, – неизвестно. – **Егда же почи Дух на них, и пророчествоваша 70 старейшин**, прияв Св. **Духа**, пришли в восторженное состояние и в этом состоянии стали **пророчествовать**, – изрекать то, что внушал им Св. **Дух**. Что же именно, не сказано, но на языке Писания **пророчествовать** - значит не только предсказывать будущие события, но вообще возвещать по непосредственному откровению от Бога то, что относится к славе Божией, к научению и вразумлению людей. Думают, что предметом пророческих речей **70-ти мужей** было увещание, обращенное к сынам Израиля, чтобы они успокоились, перестали оскорблять Господа жалобами на скудную пищу и возвратились к беспрекословному повиновению воле Божией, – при чем из уст новых пророков исходили хвалы Господу, благодеющему Израильтянам, прославлялись чудеса Божии, сопровождавшие исход их из Египта и доселе продолжающиеся. Нельзя не вспомнить, что и ученики Христовы, по сошествии на них Святого **Духа**, объятые Духом, тоже возвещали о великих делах Божиих [[new:act:02:11|(Деян. 2:11)]]. Вообще можно полагать, что по содержанию пророческая речь **70-ти старцев** имела отношение к тому служению, к которому они призваны, и показывала, в чем именно будет состоять оно. – **И к тому не приложиша** – не продолжали, перестали, т.е. хотя во все последующее время своего служения **старцы** действовали по внушению Св. **Духа** и подкрепляемы были благодатию Его к достойному прохождению сего служения, но то восторженное духовное состояние, которым ознаменовалось вступление их в служение, уже не повторялось потом. Уже не повторялись те чрезвычайные явления, которые служили признаками этого состояния, каковыми могли быть мерное одушевленное пение, быстрые телесные движения [[new:1kor:10:05|(1Кор. 10:5–6)]]. В этом виде действие Св. **Духа** в **70 мужах** было единократно и допущено на сей раз только для того, чтобы, с одной стороны, им самим дать осязательное удостоверение в сообщении им Св. **Духа**, с другой стороны, чтоб весь народ видел, что они избраны к своему служению Самим Богом, и что, следственно, должно слушать их так же беспрекословно, как **Моисея**, для которого они избраны в сотрудники. Нет сомнения, что служение **70-ти старцев** в качестве сотрудников **Моисея** продолжалось во все время странствования Евреев в пустыне, но о дальнейшей судьбе учреждения совета **70 старцев** неизвестно, если не принять, что оно послужило первообразом синедриона, совета из **70** членов, возникшего после времен Вавилонского плена. //**Толкование на паримии из Книги Чисел.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали** «//Пророчествовать//» на библейском языке не всегда означает «//предсказывать//». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., [[old:1ts:10:05|1 Цар 10:5-6]], [[old:1ts:10:10|10]], [[old:1ts:10:13|13]]; [[old:1ts:19:20|19:20]]), выражение «//пророчествовать//» можно понимать в смысле — прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать». [<10>]