[<10>] ====== Толкования на Чис. 11:26 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане** См. Толкование на [[old:chis:11:11#prp_efrem_sirin|Чис. 11:11]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане** Вероятно были они равного достоинства с седмидесятью, а потому и прияли дар. Писание же дает разуметь, что нередко почитаемых у людей неискусными Ведущий сокровенное признает благоискусными. Так на Корнилие человеческое служение предварено Божиею щедростию; потому что еще до крещения дарована ему благодать Духа. Усматривается же здесь независтливый нрав Законодателя. Ибо, когда сказал Иисус: //«Господи Моисею, запрети им»// [[old:chis:11:28|(Чис.11:28)]], ответствовал ему Моисей: //«еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним Пророки, егда даст Господь Духа Своего на них»// [[old:chis:11:29|(Чис.11:29)]]? Да и достойный великих похвал Иисус не питал в себе страсти зависти, но выразился таким образом, предполагая в сем деле высокомерие и непозволенное присвоение власти. А что свободен он был от этой страсти, свидетельствует похвала; потому что сказано о нем: //«и отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею избранный ему, рече: Господи Моисею, запрети им»// [[old:chis:11:28|(Чис.11:28)]]. //**Толкование на книгу Чисел.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая... **И осташася два мужа в полце, имя единому Елдад, и имя второму Модад, и препочи на них Дух: и сии беша от вписанных, и не приидоша ко скинии, и пророчествоваша в полце** Как произошло, что **двое** избранных **старейшин** не явились к скинии с прочими товарищами? Могло статься, что они по смирению или по нежеланию принять на себя служение, соединенное с великою ответственностию, старались уклониться от него и вместо того, чтобы идти **к скинии**, остались в стану, подобно тому, как Саул, когда пал на него жребий избрания в цари, скрылся в обозе [[old:1ts:10:22|(1 Цар. 10:22)]]. Но другие толковники объясняют это иначе. Они догадываются, что Моисей из каждого колена выбрал по шести старцев, и следственно не 70 человек, как повелел Господь, а 72. Двое оказались лишних, хотя они были **вписаны**, т.е. имена их внесены в список выбранных, – и вот они или по своему произволу, или по решению Моисея, или по жребию исключены из списка и остались в стану. Но так ли происходило дело, как следует по первому объяснению, или согласно со вторым предположением, – Господу угодно было, чтобы и на **двоих старцев** оставшихся в стану сошел Дух Святый, как и на прочих, – и вот они, под влиянием вдохновения, в виду всех, стали непроизвольно говорить языком пророков, изрекать то, что внушал им сошедший на них Дух. Хотя они были вдали **от скинии** и следственно от Моисея, но Дух Святый не стесняется в Своих действиях местом и расстоянием. Ему одинаково удобно было соделать Моисея проводником благодати на дальнее и близкое расстояние. //**Толкование на паримии из Книги Чисел.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане** Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне достойными сообщения им Духа Божия. [<10>]