[<10>] ====== Толкования на Чис. 21:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых** См. Толкование на [[old:chis:21:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Чис. 21:4]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых** В Священном Писании Нового Завета значение медного змея открыто еще с большей ясностью. Змеи, которых укушение сопровождалось чувством нестерпимого жара в теле, изображали демонов и змея древнего, князя их [[new:otkr:12:09|(Откр. 12:9)]]: они смертельно уязвляют нас и воспламеняют в сердцах наших палящую жажду, которая ничем утолена быть не может и оканчивается смертью. Их яд, проникая все существо наше, и нас самих превращает в змей, ибо ко всем грешникам относится то, что Иисус Христос и Его Предтеча сказали об Иудеях: //змия, порождение ехиднова// [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7]], [[new:mf:23:33|Мф. 23:33)]]. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 6-7 **И посла Господь на люди змиев ядовитых, и угрызаху людей** Потом **помолися** Моисей о тысячах угрызенных, и был услышан. Но если он и сам согрешил: то почему не молился о душе своей? Хотя молился он, чтобы войти ему в землю обетованную, но не молился о прощении ему греха. А если он согрешил, то надлежало ему заботиться об отпущении греха, а не о земле ханаанской. Лучше было ему очистившись умереть в пустыне, нежели виновному в грехе войти в землю и увидеть ее. Значит, не молился он о грехе, потому что не было греха; молился же о земле, потому что желал войти в нее. Но чего желал он, того не дал ему Бог, а даровал, что было больше просимого. Ибо овладение землею было отложено на долгое время, а ему предварительно дано увидеть ее. //**Толкование на книгу Числа.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых** //Яко Мои суть вси зверие дубравнии, говорит Господь, скоти в горах// [[old:ps:049:10|(Пс. 49,10)]], Мои суть вси гади. Все послушно воле своего Творца. Кого Ему угодно будет употребить орудием Своего гнева на людей, кого пошлет, тот и пойдет: послал Он змей – и змеи исполнили Его волю. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых** Укусы змей - это пагубное зелье и ловушки пороков, которые, когда коснутся души, ввергают ее в духовную смерть. И действительно, народ, ропщущий на Господа, подвергается змеиным укусам, поскольку по виду внешних шрамов познается, какую гибель переживает из-за внутреннего ропота. А воздвижение медного змия - когда на него глядели ужаленные, тогда оставались живы - есть воздвижение нашего Искупителя на кресте, только верой в Которого побеждается царство смерти и греха. Ибо верно грехи, влекущие и душу, и тело к погибели, выражаются в образе змей: не просто потому, что они жалят, что ядовиты, что изворотливы на погибель, но также потому, что через змея наши прародители склонились ко греху и из бессмертных через грех стали смертными. Господь искусно выставляется в образе медного змия, ибо Он пришел //в подобии плоти греховной// [[new:rim:08:03|(Рим 8:3)]]: ведь как медный змий был неким подобием ядовитых змей, но не имел никакого яда в своих жилах и сразу исцелял от злого яда своим воздвижением, кто бы не приходил из ужаленных змеями, так, и именно так, Искупитель рода человеческого принял на Себя не плоть греха, а подобие плоти греха, в которой претерпев крестную смерть, освободил всех верующих в Него от всякого греха и даже от самой смерти. //**Гомилии на Евангелия.**// [<10>]