[<10>] ====== Толкования на Чис. 22:22 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его** Итак, почему он еще навлек на себя негодование, как не потому, что одно говорил, а другое замышлял? Ведь Бог ищет сосуд чистый, не запятнанный нечистотой и мерзостями. Стало быть, Валаам подвергался испытанию, но не заслужил одобрения, поскольку был полон лжи и обмана. Так, когда он в первый раз вопрошал, следует ли ему отправляться к тому народу тщеты, и было ему запрещено, он отказал им, но потом, когда были посланы послы более представительные, обещания даны более заманчивые, а дары - более многочисленные, он, в то время как обязан был отказать, прельстился и решил вопросить во второй раз, как будто Бога можно преклонить ценностью даров. И ему был дан ответ как человеку жадному, а не как ищущему правды: скорее, чтобы посмеяться, нежели чтобы наставить. Он пустился в путь, и встретился ему ангел в узком месте, показавшись ослице, но не показавшись прорицателю. Той он открылся, этого презрел. Однако же отверз очи его, чтобы и он немного узнал. Он видел и, тем не менее, не поверил явному откровению, и, будучи обязан хотя бы очам своим поверить, отвечал что-то витиеватое и двусмысленное. //**Послания.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его** Устрашает его и сверхъестественною речью ослицы и видением Ангела, чтобы узнал Валаам, какое попечение прилагает Бог о народе израильском. Иные же говорят, что Ангел сей есть Михаил, предстоятель народа израильского. //**Толкование на книгу Чисел.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-35 **И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою. И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь. И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми** Божественное предостережение Валааму не забывать непременного условия его путешествия (ст. 20). [<10>]