[<10>] ====== Толкования на Чис. 23:8 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла** //Да посрамится//, как говорит апостол, //противный, ничто же имея глаголати// [[new:tit:02:08|(Тит.2:8)]]. Поэтому и голос призванного для проклятия произносит: **Что проклену, его же не кленет Господь**? - т.е. как буду злословить не давшего пищи злословию? У него, поскольку взор обращен к Богу, то и жизнь не уязвима пороком. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-10 **Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их** Какую силу имело бы проклятие волхва без Божия на то соизволения? Оно не имело бы никакой силы; потому что ложно было господствовавшее о сем мнение. Но поелику народ израильский, часто впадая в беззакония, терпел ниспосылаемые от Бога казни; то Владыка Бог, по немощи их, устроил бывшее с Валаамом. Чтобы, наказываемые Богом, не подумали, будто бы подвергаются бедствиям от проклятий волхва, не попустил волхву проклинать, отъемля чрез это у неразумных повод к ложной мысли. Да если бы проклятия волхва и имели какую-либо силу, то Создавшему все нетрудно было бы соделать их недействительными; как это явно для изучивших божественное. Ибо сказано: //«Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей: совет же Господень во век пребывает»// [[old:ps:032:10|(Пс.32:10–11)]]. Впрочем Валаам, и дознав попечение Божие об Израильтянах, покушается преклонить Бога жертвами, полагая, что и Он есть один из богов лжеименных, которых служители их именовали изменчивыми. Сказанное же: //«иде прямо»// [[old:chis:23:04|(Чис.23:4)]] показывает, что действительно хотел он дознать, что ему делать. Посему-то нечистые уста приемлют в себя силу Всесвятого Духа, и изрекают, чего не хотели бы изречь, и взывают: **«что проклену, егоже не кленет Господь? или что зло реку, егоже не злословит Бог?»** [[old:chis:23:08|(Чис.23:8)]] а также предрекают будущее: **«се людие едини населятся, и се языки не вменятся. Кто изследит семя Иаковле? и кто изочтет сонмы Израиля»** [[old:chis:23:09|(Чис.23:9–10)]]? Потом Валаам просит, чтобы и ему иметь общение с Израильтянами: **«да умрет душа моя в душах праведных, и буди семя мое, якоже семя их»** [[old:chis:23:10|(Чис.23:10)]]. Поелику же Валак вознегодовал, и думая, что Валаам, видя множество Евреев, произнес благословение, отводит его на другое место, с которого можно было видеть только часть народа: то Всесвятый Дух снова говорит чрез Валаама: //«не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли? речет, и не пребудет ли?»// [[old:chis:23:19|(Чис.23:19)]]. Естество Божие, Валак, непреложно и неизменяемо. Воля Божия не пременяется, подобно человеческой. //«Се благословяяти приведен есмь: благословлю, и не отвращу»// [[old:chis:23:20|(Чис.23:20)]]. //**Толкование на книгу Чисел.**// [<10>]