[<10>] ====== Толкования на Чис. 25:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых** Иногда убийство оправдывается, а человеколюбие осуждается хуже убийства: когда первое совершается по воле Божией, а второе вопреки ей. Именно Финеес был оправдан, хотя он пронзил жену блудницу вместе с блудником, а святой Божий Самуил, несмотря на то, что он плакал ночами, сетовал и молился, не мог избавить от осуждения Саула, которое Бог произнес на него за то, что он против воли Божией пощадил иноплеменного царя, которого следовало умертвить. //**К Феодору падшему.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых** Если бы мы уподобились Его смерти, то совершенно мертвым соделался бы в нас грех, пронзенный копьем крещения, как тот блудник - копьем ревнителя Финееса. //**На день просвещения.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых** См. Толкование на [[old:ish:32:29#svt_grigorij_dvoeslov|Исх. 32:29]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых** Если Финеес, усердствуя, предал смерти бесстыдного человека и прекратил гнев Божий, то Иисус Христос, предав смерти не кого-то другого, но Сам Себя отдав в качестве искупления, неужели не может утолить гнева на людей? //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых** Если чувства твои отверсты к удовольствиям растлевающим и оскверняющим душу: то не нужна ли тебе против тебя самого ревность Финееса, дабы, если можно, решительным ударом умертвить уды сущия на земли, страсть и похоть злую [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]]? //**Слово в день святителя Николая.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8, 10, 14 **Вниде в след человека израильтянина в ложницу, и прободе обоих,** и возревновал ревностью Моею **в них**. И тем что **возревнова по Бозе своем и умилостиви о сынех Израилевых. Имя же человеку**... **Замврий, сын Салмонь**. Сей Замврий, сын Салмонь, который в глазах братий своих дерзнул войти к Мадианитянке, и которого князи народные не убили за сие, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А что Замврия не убили князи народные, сие служит образом, что и сатану не могли одолеть и небесные силы, и праотцы, и Пророки; одолел же его Еммануил, Которого изображает Финеес, и Который крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. **И преста вред от сынов израилевых.** Так, приведена в бездействие сила смерти, как скоро отъят грех. //**Толкование на книгу Числа.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых** //«Пронзил их»//, следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям закона о смертной казни идолопоклонников [[old:lev:20:02|(Лев XX:2]]; [[old:vtor:13:08|Втор XIII:8, 9)]]. «Право ревнования» — jus. zelotyparum — признается раввинским учением за каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср.[[new:in:02:14| Ин II:14, 17)]]. //«И прекратилось поражение сынов Израилевых»//. Кроме казни преступников по приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому, какой-нибудь опустошительной болезнью. [<10>]