[<10>] ====== Толкования на Чис. 32:4 ====== ===== Флавий Патерий ===== **земля, которую Господь поразил пред обществом Израилевым, есть земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада** В Церкви есть люди, которые гнушаются оставаться малыми и даже на месте смирения не перестают казаться себе великими. Можно видеть, как они превозносятся почестями, наслаждаются удовольствиями, кичатся обилием вещей. Зачастую они стремятся только к тому, чтобы начальствовать над другими. Если многие их боятся - они радуются; праведной жизнью они пренебрегают, а к славе доброй жизни они не стремятся. Они ищут льстецов и от почета надмеваются, и поскольку в делах сиюминутных преуспевают, то будущих радостей не ищут. И пока они заняты разнообразными делами, дела эти отчуждают их от самих себя. Когда же возникает некий спор о вере, то, поскольку, по крайней мере по наружности, они остаются верными, они словом и делом ее защищают и требуют для себя небесного отечества - но не любят его. Таких хорошо представляют сыны Рувима и Гада, явившиеся перед Моисеем, и половина колена Манассиина. Владея большими стадами и множеством скота и увидев за Иорданом пастбища, они облюбовали их и не захотели получить наследие в земле обетования, говоря: **Земля, которую Господь поразил пред обществом Израилевым, есть земля**, пригоднейшая, чтобы пасти скот, **а** у нас, **рабов твоих, есть стада**, и мы молим: //если мы нашли благоволение в глазах твоих, отдай ее нам, рабам твоим, во владение//, и не заставляй нас переходить Иордан. Владеющие многими стадами переходить Иордан не хотят, ибо кого занимают многие приманки мира, те жительства в небесном отечестве не ищут. Тем не менее вера, видимость которой они еще сохраняют, побуждает их не расслабляться в приятном отдыхе и своим примером не отвращать других от перенесения трудов и от усердия в терпении. Поэтому через Моисея и сказано им: //Братья ваши пойдут на войну, а вы останетесь здесь? Для чего вы отвращаете сердце сынов Израилевых?// И поскольку им стыдно не защищать то, что они исповедают, за ту же веру, которую разделяют, они вступают в бой и защищают ее не ради себя, а ради ближних. Поэтому и Моисею они говорят: //Мы построим здесь овчие дворы// и стойла //для стад, и// укрепленные// города для детей наших, сами же мы первые вооружимся и пойдем пред сынами Израилевыми//. Это те, кто быстро являет храбрость перед другими и защищает землю обетования от врагов - и оставляет ее, возвращаясь пасти стада за Иорданом. Ибо многие, хотя и верные, но занятые сиюминутными заботами, словно бы пасут стада за Иорданом, потому что вопреки вере крещения всей душой и всем желанием служат вещам преходящим. Вот те, которые, как мы сказали, когда возникает спор о вере, опоясывают себя защитным оружием и, рубя, побеждают врагов, но наследуемой земли обетования, то есть плода веры, не любят. Они сражаются за нее так, чтобы, несмотря на все это, свои привязанности оставлять за ее пределами: ибо вне ее они имеют детей, а в этом месте никакой привязанности не имеют. Потому они и возвращаются к пастбищам, что от высоких горных вершин, как от надежды небесной, отступают, чтобы вне земли обетования задавать корм грубым животным. Потому что трудятся они над тем, чтобы пустыми стремлениями вскармливать неразумные движения духа. Потому что, занятые занятиями преходящими, не знают, сколь светел вечный свет, и, надмеваясь делами земными, закрывают себе вход в обитель небесного света. //**Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.**// [<10>]