[<10>] ====== Толкования на Дан. 1:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов** Посмотри, как он начинает с добрых дел. Так уже с этого времени он показал, что он велик был и чуден; потому он и называется славным именем. В чем можно было, в том он соблюдал закон. Кто другой, скажи мне, стал бы считать мерзостью царскую трапезу? Видишь, как он с самого начала обнаружил мудрость. **Просил начальника евнухов**, говорится, **о том, чтобы не оскверняться ему**. Ви­дишь, как он был не честолюбив. Он не сказал: отдам лучше душу свою; но просил не выдавать его, если возможно. Для чего, говорит, мне искать чести? Но не так поступили Иосиф и Моисей. Что же? Осудим ли мы их? Конечно нет, потому что они не знали того, что произошло впоследствии: еще не было закона, запрещающего некоторые яства. Посмотри, как он и обличает и любомудрствует, выказывая мудрость и в ма­лом. То же и апостолы говорили:// сие надлежало делать, и того не оставлять// [[new:lk:11:42|(Лк.11:42)]]. Он поступал так не потому, чтобы яства были идоложертвенными, но потому, что были запре­щены законом. Упросил ли он евнуха? Смотри, как Писание тотчас разрешило твое недоумение. **Бог даровал Даниилу милость**, говорит оно, **и благорасположение начальника евнухов**. То же было и с Иосифом; и там Иосиф пользовался милостью, //и снискал Иосиф благоволение в очах его// [[old:gen:39:01|(Быт.39:1-4)]]. Между тем оба они были рабами и в домах иноплеменников. Слова Даниила по справедливости могли возбудить гнев царя. Что говоришь ты? Трапезу властелина ты называешь мерзкою? А сам ты для нас разве чище? Разве ты не знаешь, что вы для того изучаете язык и науки халдейские, чтобы поступить в нашу среду? Почему же евнух оказал ему уважение? Даниил был презренным рабом, пленником. Хотя бы он был и важным и заслуживал уважение, но оказать ему уважение было опасно. Потому Писание, сказав, что **благорасположение**, передает и слова евнуха, и его опасения. Как же все устроилось? Это было бы невозможно, и не было бы позволено, если бы не устроила всего высшая благодать. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 1.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему** **И положи Даниил на сердцы своем, еже не вкушати от трапезы царевы.** Даниил воздерживался не потому, что нечисты были снеди и пития; ибо мог бы, заменяя одно мясо другим и одно вино другим, есть и пить не оскверняясь; но потому что он и товарищи его посвятили себя посту. Сие-то самое хранение поста было причиною, что Даниил себе и товарищам своим просил семен земных. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему** Кто не хочет вкушать от стола царского и от вина напитков его, чтобы не оскверняться, зная, конечно, что самая мудрость и учение вавилонян служит грехом, тот никогда не решится говорить того, чего не должно. Изучают же они ее не для того, чтобы следовать, а чтобы судить и обличать. Как возбуждает смех тот, кто, желая писать против математиков, не знает μαθήματος; (их науки): так равно и тот, кто, критикуя философов, не знает философских учений. Таким образом они изучают науку халдеев с тою целью, с какою и Моисей изучил всю мудрость египтян. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему** Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван боязнью оскверниться, — нарушить предписания закона Моисеева о нечистой для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из мяса запрещенных Моисеем животных и птиц ([[old:lev:11:04|Лев. 11:4-19]]; [[old:vtor:14:07|Втор. 14:7-18]]) и, может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных; несоответствующий закону способ их приготовления ([[old:lev:11:32|Лев. 11:32-38]]) и, наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели хвалебные гимны богам [[old:dan:05:04|(Дан. 5:4)]]. Стремление избежать осквернения могло быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки ([[old:os:09:03|Ос. 9:3]]; [[old:iez:04:13|Иез. 4:13-14]]). [<10>]