[<10>] ====== Толкования на Дан. 2:46 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения** Так скоро поверили пророку. И справедливо царь ска­зал: **велел принести ему дары и благовонные курения**. Видишь величайшее чудо. Видишь, как у язычников было в обычае из людей делать богов. Следовательно, когда спросят: откуда идолопоклон­ство? — знай начало его. Так и апостолов из людей сделали богами [[new:act:14:11|(Деян.14:11)]]. Так и диавол в начале, стараясь по­сеять нечестие, сказал: //вы будете, как боги// [[old:gen:03:05|(Быт.3:5)]]. Но так как тогда ему не удалось это, то он усиливается после, ста­раясь везде ввести многобожие. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 2.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 46, 48 Тогда царь Навуходоносор восстал с престола своего, **паде на лице, и поклонися Даниилу. И постави его князя**, и сказал: кто видел подобного сему? в нем дух святых богов. Так, царь поклонился юноше, и притом пленнику и рабу и воскурил фимиам тому, кто обитал в Данииле, т.е. духу святых, живущему в нем. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 46-47 **Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну** Порфирий несправедливо порицает это место из-за того, что никогда весьма гордый царь не мог поклониться пленнику, как будто бы и ликаоняне, вследствие великих знамений, не хотели приносить жертв Павлу и Варнаве [[new:act:14:start|(Деян. гл. 14)]]. Таким образом заблуждение язычников, которые все то, что выше их, считают за богов, не следует вменять в вину Писанию, которое просто описывает все то, что было. Но мы можем и то сказать, что причины поклонения и принесения жертв и возжения курения сам царь изложил, сказав Даниилу: **Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну.** Таким образом он кланяется не столько Даниилу, сколько в лице Даниила Богу, открывшему тайны. Тоже, как мы читаем, сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 46-47 **Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну** В лице Даниила, открывшего и объяснившего сон, Навуходоносор признал не обыкновенного мудреца, изучившего халдейскую мудрость, а человека одаренного высшим божественным ведением (47 ст.; ср. [[old:dan:04:05|4:5-6)]]. Подобный взгляд он высказал тем, что воздал пророку божеские почести, на что указывает и еврейский глагол "сагад"= поклонился (ср. [[old:is:44:15|Иc. 44:15,17,19;]] [[old:is:46:06|46:6]]), и воскурение пред ним фимиама. По мнению блаженного Иеронима и Иосифа Флавия, Навуходоносор поклонился в лице Даниила обитающему в нем Богу, которого он признал высшим из всех богов. [<10>]