[<10>] ====== Толкования на Дан. 3:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-13 **Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю** По­чему здесь не видно Даниила? Мне кажется, что доносчики из страха не называли его, или царь, по уважению к нему, не при­нуждал его, чтобы не иметь в нем явного обличителя. Не­которые видят причину этого в том, что он назывался Вал­тасаром, — а это имя было у них названием идола, — и потому Бог устроил, что Даниил не был брошен в печь, чтобы не приписали избавления его силе этого имени и не уклонились от обличения. Что же три отрока? Конечно, и они могли обли­чить это дело. Но почему же Бог не сделал так, чтобы они наперед предсказали (о своем избавлении)? Халдеи клеветали на них, — ведь зависть делает многое. Они не могли перено­сить, видя, что пленники властвуют над ними. Но посмотри: как при (истолковании сна) Даниилом они сначала узнали образ жизни и кротость его, а потом увидели знамения, так и здесь сначала отроки делаются известными и Бог открывает их благочестие, а сами они, будучи так приготовляемы, не выставлялись на вид. Вы знаете, что человек, отчаявшийся остаться в живых и готовый на смерть, способен решиться на все, и даже на то, что кажется весьма дерзким. Но они, пре­зирая смерть, были кроткими, не простирая смелости до дерзо­сти, и делали это не по честолюбию. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 3.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12, 14 **Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются** 14. **Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь** Они как бы так говорят: те, коих ты предпочел нам и из пленников и рабов сделал начальствующими, возгордившись, презирают твои приказания, не чтут твоих богов и не покланяются истукану, поставленному тобою. Сказанное нами в начале этого видения, что боги Навуходоносора не тожественны с золотым истуканом, который он приказал поставить для служения себе, здесь подтверждается с большею ясностию, ибо и далее сам царь говорит: **Вы не служите богам моим и не покланяетесь истукану, который я поставил?** и проч. Некоторые говорят, что Священное Писание обыкновенно одного идола называет во множественном числе; так в Исходе стоит относительно тельца: //сии бози твои, Исраилю, яже изведоша тя из земли египетския// [[old:ish:32:04|(Исх. 32, 4)]]. Также в книге Царей об Иеровоаме, поставившем золотого тельца в Вефиле, говорится, что он сделал //идолов//[[old:3ts:12:32|(3Цар. 12, 32)]]. И наоборот, многие демоны называются в единственном числе, как у Исаии: //прекланяется, и покланяется ему и молится ему глаголя: бог мой еси ты// [[old:is:44:17|(Ис. 44, 17)]]. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются** См. Толкование на [[old:dan:03:008#lopuxin_ap|Дан. 3:8]] [<10>]