[<10>] ====== Толкования на Дан. 3:91 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь** **Навуходоносор царь, услышав, что они поют, изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим**. А как случилось, что Навуходоносор услышал? Может быть, он сидел здесь все время. Бог не попустил ему тотчас услышать для того, чтобы и самое время свидетельствовало о случившемся, т.е. что отроки, находясь там и долгое время, не потерпели ничего ху­дого. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 3.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 91–92 **Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию** **Тогда царь Навуходоносор изумился, и поспешно встал и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в средину огня связанными?** Чрез наказание начальников царю дается вразумление, чтобы он при жизни прославил Бога. Обращается же он с вопросом к вельможам своим, по обвинению и совету которых он бросил трех отроков в огонь печи, для того, чтобы, по получении от них ответа о ввержении ими в печь трех отроков, объявить им и показать [четвертого]. **Они в ответ сказали царю: истинно так, царь. Царь ответил и сказал: вот я вижу четырех мужей несвязанных и ходящих среди огня, и нет им вреда, и вид четвертого подобен Сыну Божию.** Снова скажу: о, как мудр огонь, как неизреченно могущество Божие! Узами связаны тела: узы горят, тела не горят. Под четвертым же, вид которого он называет подобным Сыну Божию, мы должны понимать или ангела, как перевели LХХ, или, может быть, как большею частию полагают, Господа Спасителя. Но не знаю, каким образом нечестивый царь удостаивается видеть Сына Божия. Поэтому согласно с Симмахом, переведшим: **вид же четвертого подобен** сынам не Бога, а богов, следует разуметь ангелов, которые весьма часто называются и богами и сынами богов или Бога. Это [сказано нами] применительно к буквальному смыслу. Но в переносном смысле (in tуро) этот ангел или Сын Божий прообразует Господа нашего Иисуса Христа, сошедшего в печь ада, в котором были заключены души грешников и праведников, чтобы, не сгорая и не испытывая вреда, избавить заключенных от уз смерти. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 91-92 **Навуходоносор царь, **[услышав, что они поют,]** изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.** Вид отроков, поющих и невредимо ходящих среди огня, привел Навуходоносора в изумление. Это чувство усиливалось присутствием в печи четвертого лица, — не похожего на человека, а имевшего вид высшего существа. Сообразно с верованием вавилонян, что у богов есть жены и дети (так, Син считался отцом богов, Ниргал — матерью их; Самас — сыном Сина; Нево — сыном Меродаха), Навуходоносор называет его (Ангела), отличного по виду от людей, "Сыном Божиим." [<10>]