[<10>] ====== Толкования на Дан. 4:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1, 34 **Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих** Почему пророк написал так, а не сказал: Навуходоносор спокоен был, — написал как бы от его лица? Мне кажется, что это — слова самого Навуходоносора. Когда он исправился от прежнего заблуждения, то, может быть, обнародовал такое послание. А Даниил приводит сам указ, чтобы быть досто­верным. Здесь говорит роду человеческому сам испытавший это. И посмотри, какое наставление дается здесь гордым. То, что он потерпел, — от гордости, и сам и в начале и в конце указы­вает, что причиною всего была гордость. В конце он говорит: **Который силен смирить ходящих гордо**, а в приступе, в самом начале, показывает причину гордости: там объясняет, что за это он был унижен, а здесь говорит, отчего это прои­зошло, — именно оттого, что он наслаждался великим благоденствием; так и Давид говорит:// овладела ими гордость// [[old:ps:072:06|(Пс.72:6)]]. Так точно и здесь причиною этого является пол­ное благоденствие. В начале он говорит: **спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих**. Невозможно, чтобы соединились вместе все блага. Случается быть счастливым по должности и несчастливым в своем доме, как было с Иродом, или с Давидом; слу­чается быть несчастливым в делах общественных, но не терпеть ничего неприятного в доме; случается пользоваться миром в городе, но испытывать тревоги по должности. А этот человек благоденствовал во всех отношениях; ничто не огорчало его. Видишь ли, какое зло — безмятежность? Как для укрепления тела, когда нет обязательных трудов и занятий, мы занимаемся особыми упражнениями, так обыкновенно де­лает и Бог, чтобы укротить излишнюю силу. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 4.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих** Исторический смысл ясен и не нуждается во многих толкованиях, именно: Навуходоносор за оскорбление Бога впал в безумие, семь лет жил между бессловесными животными и питался корнями трав, но впоследствии, возвращенный по милости Божией на царство, он восхвалил и прославил Царя небесного, потому что все дела Его истинны и пути Его праведны и Он может смирить ходящих гордо. Но желающие под Навуходоносором разуметь противную силу, о которой Господь говорит в Евангелиии //видех сатану, яко молнию с небесе спадша// [[new:lk:10:18|(Лук. 10, 18)]], и Иоанн в Откровении, что дракон, падая на землю, увлек с собою третью часть звезд [[new:otkr:12:start|(Апокал. гл. 12)]], и Исаия: //како спаде с небесе денница, восходящая заутра// [[old:is:14:12|(Ис. 14, 12)]]? утверждают, что не может быть, чтобы человек, воспитанный в роскоши, в течение семи лет питался травою и семь лет прожил среди зверей без всякого вреда для тела своего. И каким образом для безумного человека в течении семи лет была удержана власть, и весьма могущественное царство оставалось столько времени без царя, или, если другой после него вступил на царство, каким неразумным он должен быть признан вследствие того, что уступил власть, которою владел столько времени? Это тем более странно, что халдейские истории не представляют ничего подобного, и быть не может, чтобы писавшие о менее важном опустили более важное. На все эти вопросы дают такой ответ: так как это не согласуется с историею, то Навуходоносор означает диавола. С этим мы не соглашаемся, чтобы все читаемое не казалось тенью и вымыслом. Ибо кто не видит безумных людей, живущих, подобно бессловесным животным, на полях и в лесистых местах? Опуская все те, гораздо более невероятные приключения с людьми, которые сообщаются греческою и римскою историею, и баснословные рассказы о сцилле и химере, о гидре и кентаврах, о превращениях людей в птиц и зверей, в цветы и деревья, в звезды и камни, [скажу только то]: что удивительного, если все это совершилось по суду Божию для проявления могущества Божия и для смирения гордости царей? Спокоен я был в доме моем и благоденствовал в дворце моем или на троне, как перевел Феодотион. Под домом же диавола следующие противному толкованию понимают этот мир, как сам он говорит в Евангелии Спасителю: //все это предано мне// [[new:mf:11:start|(Мф. гл. 1)]]. И апостол говорит: //мир во зле лежит// [[new:1in:05:19|(1 Ин. 5:19)]]. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ==== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня** Сновидение совпадает по времени с годами мирного царствования Навуходоносора. Они же наступили после похода на Египет в 37 г. его правления, сообразно с чем сон и относится экзегетами к данному периоду. На основании прежнего опыта Навуходоносор мог понять, что и новое сновидение предвещает что-нибудь важное. Полная же неизвестность этого последнего естественно вызвала чувство смущения и страха. **//Толковая Библия.//** [<10>]