[<10>] ====== Толкования на Дан. 4:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми** См. Толкование на [[old:dan:04:10#svt_ioann_zlatoust|Дан. 4:10]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Изречением Бодраго слова**, т.е. по грозному определению исполнится слово сие. **И по глаголу святаго прошение.** Сим показывается, что или скоро будет исполнение молитвы всех народов, желавших его уничижения, или услышана будет молитва самого царя, какую принесет он с покаянием, и будет возвращен на царство. **Да уведят живущии, яко владеет Вышний царством человеческим.** Или о праведниках синагоги иудейской, или о живущих во всякой стране и желавших уничижения Навуходоносорова, сказано, что в падении царя узнают они, что Вышний управляет всеми царствами на земле и дает их, емуже восхощет.** И уничтоженное человеков воставит над ним.** Сие говорится или о Меродахе, или о жене Навуходоносора, которая в течении семи времен управляла царством. ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Спрашивал ты, что значит сие: **изречением Бодраго слово и глагол святых прошение**, ибо в толковании у Даниила оставлено это без объяснения. Посему знай: поскольку варвар при чрезмерной власти и в той мысли, что царство его неодолимо, впал в гордыню, думал о себе, что он вне человеческих пределов, и присудил себе божеский жребий, а между тем должен был быть поражен (о сем свидетельствовало посечение виденного во сне дерева), то, дабы уцеломудрить его не только страхом, который внушало видимое, но и изображением сего, описывемое действие представляется происходящим как бы пред царским судилищем, где царь дает определение, а военачальник толкует, то есть объявляет оное (под словом: **изречение** Пророк разумеет истолкование), и воины приводят его в исполнение. Ибо **Бодрым** (слово //ир// значит "неусыпный") Пророк назвал провозгласившего приговор, как бы Архангела, а святыми - Ангелов, которым повелено посечь дерево. Поскольку не могли они воспрепятствовать определению (оно произнесено было с силою и громко), но видима была некая надежда ко спасению, так как оставались корни, то вопрошают они, то есть просят сделать им известным определенное время. И Бодрый дает им знать не только это, но и самую причину посечения, ибо говорит: //да уведят живущии, яко владеет Вышний царством// небесным. //**Письма. Книга I.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми** См. Толкование на [[old:dan:04:07#lopuxin_ap|Дан. 4:7]] [<10>]