[<10>] ====== Толкования на Дан. 4:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 31-32 **По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал** **Возвел**, говорит, **глаза мои к небу**, т.е. он обратился к Богу и молился Ему, и у Него просил помощи. Хотя время вполне прошло, но он не полагался на это. Как сам он был властен не допу­стить исполнение события, так и теперь, если бы по истечении определенного времени он остался неисправимым, это опре­деление не принесло бы ему никакой пользы, потому что опре­деление Божие исполняется не по необходимости, но примени­тельно к нашему состоянию. Так и Даниил, хотя время уже исполнилось, не напрасно молится, чтобы с продолжением нечестия и оно не продолжилось [[old:dan:09:04|(Дан.9:4).]] Как бывает это при помиловании, например Езекии [[old:4ts:20:start|(4Цар. гл. 20)]], так и при наказании, например иудеев: Бог хотел скоро ввести их в Палестину, а они своим нечестием прибавили себе сорок лет. Посмотри, как царь прибегает к Богу. Я воззрел, говорит он, на небо, и стал опять человеком. **И разум мой возвратился ко мне**. Как человеческий вид его изменился, но не превратился в звериный, так и ум. Что же далее? **Восхвалил и прославил**. В каких выражениях? Всевышнего, гово­рит, **восхвалил и прославил Присносущего**. Ни что так не считается достойным Бога, как постоянное бытие. **Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды**. Этим особенно человек отличается от Него, и это считалось у людей высшим блаженством. **Которого владычество — владычество вечное**, существует во всякое время. Без пищи, гово­рит, Он питал меня; без одежды и без всего прочего не погибло мое тело. Представь, каким он стал, возвратившись из пустыни на царство. **Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат**. Если я, владыче­ствующий над всеми, вменен был ни во что, то тем более все прочие. Тот, Кто лишил царства столь сильного мужа, тем более (лишит всего) подвластных. **По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле**. Выражение: ничего не значат означает не то, Бог презирает их, — совсем нет, оно значит то, что Он силен и как хочет, так и распоряжается ими. Тоже выражают и следующие слова: **по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле**. Пусть так; о земле ты знаешь, а о небе откуда узнал? Из сновидения. Он повелел, и они повиновались. Из огня пещи. **И нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?** Не только, говорит, не воспротивится, но даже не скажет ни слова. Он властвует над всеми; Он сам — все. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 4.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 31-32 **Аз очи свои на небо воздвиг.** На небо, где Уничиживший меня, возвел я взоры свои, и **ум мой ко мне возвратися,** т.е. возвращен мне смысл человеческий. **И Вышняго благослових, яко вся по воли Своей творит,** т.е. управляет не только созданными из персти и творит с ними, что Ему угодно, но и духовными силами, которые на небесах. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды** **Я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне**. Если бы он не возвел глаз к небу, то не получил бы прежнего разума. Но когда говорит, что к нему возвратился разум, то показывает, что он потерял не образ [только человеческий], но способность мышления (mentem). **И царство Его в род и род.** Если эти слова Писания **в род и род** понимать просто в смысле: во все будущие времена, то не возникает никакого вопроса. Если же род и род означает два поколения: Закона и Евангелия, то должен возникнут вопрос: каким образом Навуходоносор мог знать тайны Божии. Но мы разве то только можем сказать, что когда он возвел глаза к небу и опять возвратился в прежнее состояние, и превознес и благословил Бога, живущего во веки, то он познал также и это. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 31-34 **По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?" В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо** По свидетельству медиков, ликантропия не является неизлечимой болезнью. Подобно другим формам умопомешательств, она может проходить, и больному может возвратиться рассудок. Это и случилось с Навуходоносором. Ему вернулся разум, внушивший мысль о неестественности и неуместности гордости. Убежденный личным опытом в справедливости откровения (ст. 14), он прославил величие покаравшего его Всевышнего и исповедал ничтожество пред Ним человека. Но в настоящем случае, как и ранее, выражения религиозного чувства характеризуют Навуходоносора как язычника. Они напоминают его обращения в Меродаху, которого он называет "господом богов," "князем богов" и приписывает ему власть над всеми людьми. В указе проглядывает свойственное большинству языческих народов верование в верховное Божество, управляющее судьбами всех народов и царств. Если же при всем том язык указа очень напоминает, как замечают экзегеты, язык некоторых псалмов и кн. пророка Исаии [[old:dan:03:100|(3:100;]] [[old:dan:04:31|4:31]] ср. с [[old:ps:144:13|Пс. 144:13]] и [[old:dan:04:32|4:32]] ср. с[[old:is:40:17| Иc. 40:17)]], то это явление объясняется, как думают, тем, что он составлен не без влияния пророка Даниила. [<10>]