[<10>] ====== Толкования на Дан. 5:29 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Тогда повелел царь: **и облекоша Даниила в багряницу, и гривну златую возложиша на выю его.** Безумный царь сделал сие не с намерением воздать почесть Даниилу за истолкование им писания, но чтобы, угодив Даниилу, как мужу Божию, отвратить от себя то определение, какое начертано было дланию руки и объяснено Даниилом. Но сделанное царем было для него бесполезно. Ибо Валтасар в ту ночь умерщвлен, Вавилон опустошен, и от Мидян и Персов потерпел все бедствия определенные и предвозвещенные ему Пророками; и Дарий, царь Мидян и Персов, завладел царством вавилонским. ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Веришь ты, кажется, богомудрому Павлу и внимаешь умом чтению, потому и я попытаюсь объяснить предложенное тобою. Говоришь же: если в ту же ночь умер царь Валтасар, то как же сказано в Писании: **и рече Валтасар, и облекоша Даниила в багряницу, и гривну златую возложиша на выю его, и проповеда о нем, еже быти ему князю, третиему в царстве его** Посему думаю, что при наступившей уже тьме писан был на стене Божественный приговор, что дают видеть слова:// противу лампады//. Тогда и царь весьма смутился и пришел в расслабление от страха. Царица же, став вне себя от того, что царь впал в изнеможение, пренебрегла обычной и приличной ей благопристойностью и пришла на пиршество, когда была еще ночь. Но в след за сим и премудрейшим Даниилом истолковано Божественное определение, и немедленно также почтен он багряницею и гривною златой пред всем воинством и высшими чинами (потому что сии награды за мудрость, как видно, лежали тут же), и в их же присутствии сделано провозглашение, что Даниил будет третьим в царстве, то есть после царя и царицы. Если же скажет кто, что сему надлежало совершиться среди наполненного народом торжища, а не в царских чертогах, то отвечу, что совершающееся в царских чертогах и повсюду делается нерушимым. Ибо и Божественное определение, утвержденное внутри дома, повсюду возымело силу. Весьма же вероятно, что приговор Валтасаров был изображен письменно; и что сделано в царском доме, только не приведено в исполнение при всех - вернее же сказать, и исполнено по суду повелевшего - то дееписатель представил как бы вполне совершившимся. Почему и Дарий Мидянин, став преемником Валтасара, не остался в неведении о происшедшем и удостоил Даниила самой высокой чести. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве** Получил он царское отличие, цепь и багряницу, чтобы сделаться более известным Дарию, имевшему вступить на царство, а вследствие известности – более чтимым и не удивительно, что Валтасар, услышав печальное [предсказание], дал обещанную награду. Ибо или он полагал, что предсказанное исполнится по истечении долгого времени, или же, чествуя пророка Божия, надеялся достигнуть помилования; а если не достиг его, то нужно думать, что более важно было поругание в отношении к Богу, нежели чествование в отношении к человеку. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве** Несмотря на грозное предсказание, Валтасар исполняет свое обещание, награждает пророка, надеясь, может быть, тем самым заслужить прощение у Бога Даниилова, или отменить, по крайней мере, отсрочить грозную кару (Иоанн Златоуст, Ефрем Сириянин). Не отказывается теперь (ср. ст. 17) от награды и Даниил. Блаженный Иероним объясняет это тем, что пророк хотел сделаться известным через это преемнику Валтасара и через то более полезным своему народу. 31. См. 1 ст. 6 гл. [<10>]