[<10>] ====== Толкования на Дан. 5:30 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 30–31 **В туже ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий мидянин вступил на царство, будучи шестидесяти двух лет** Иосиф, в десятой книге Древностей иудейских пишет, что при осаде Вавилона мидянами и персами, то есть Дарием и Киром, Валтасар, царь вавилонский, дошел до такого самозабвения, что устроил знаменитый пир, и пил из сосудов храма и пировал, находясь в осаде. Поэтому действительно могло состояться и то, что он в туже самую ночь был взят в плен и убит; ибо все или находились в страхе вследствие страшного видения и объяснения его, или же веселились и пьянствовали на пиру. Если же пишется, что после победы Кира, царя персидского, и Дария, царя мидийского, один Дарий принял царство, то это объясняется соблюдением порядка относительно возраста, родства и царства. Ибо Дарий имел шестьдесят два года; царство мидийское, как мы читаем, было более персидского и, как дядя, имевший преимущество по естественному праву, он должен был считаться принявшим царство. Поэтому и в видении против Вавилона, которое читается у Исаии, после многого, что долго было бы излагать, говорится, как имеющее быть, следующее: //се Аз возбуждаю на вы мидов, иже сребра не вменяют, ниже злата требуют. Но стрелами умертвят младенцев, и плодов чрева не пощадят// [[old:is:13:17|(Ис. 13:17–18)]]. И Иеремия говорит: //освятите нань языки, царей мидийских, воевод его и всех воев его и всея земли области его// [[old:ier:51:27|(Иер. 51:27–28)]]. И далее: //дочь Вавилона подобна гумну во время молотьбы на нем; еще не много, и наступит время жатвы ея// [[old:ier:51:33|(Иер. 51:33)]]. Что Вавилон был взят во время пира, это ясно пишет Исаия, призывая его к борьбе: //Вавилон, возлюбленный мой, стал для меня дивом. Приготовь стол, смотри с подзорной башни на едящих и пьющих; вставайте князья, берите щит// [[old:is:21:04|(Ис. 21:4–5)]]. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **В туже ночь Валтасар, царь халдейский, был убит** В Валтасаре мы видим сластолюбца и святотатца, получившего примерное наказание от Бога. Притом в последней судьбе его нам представляется опыт сей великой истины, что Вышний владеет царством человеческим, и ему же //восхощет даст е// [[old:dan:04:22|(Дан. 4:22)]]. //**Начертание Церковно-Библейской истории.**// [<10>]