[<10>] ====== Толкования на Дан. 6:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того** Для чего Писание напоминает нам, что дверцы были отверсты к Иерусалиму? Иудеи имели к нему сильную любовь, и как тот, чья возлюбленная отсутствует, любит и путь, ведущий к ней, — так точно было и с Даниилом. Другие любили Иерусалим ради чувственных благ, а он ради славы Божией. А что это так, видно из того, что он не хотел возвратиться в Иерусалим, когда дождался желанного времени. Потому и мы, как заповедали нам отцы, молимся, взирая на восток; мы также стремимся к древнему городу и отечеству; и оно вполне достойно этого. Зачем же мы обращаемся к востоку, если Бог — везде, и пророк говорит: //воспойте Богу, пойте имени Его, готовьте путь Шествующему на запад// [[old:ps:067:05|(Пс.67:5)]]? Там, на востоке, была как бы лечебница в древности. Но ведь ты не прибегал к ней? Поразмысли; ведь и мы живем в плену, — впрочем только до пришествия Христова. Почему же он только в три времени дня преклонял колена свои? Что же? Разве и это не удивительно? Он был человек, обремененный столькими заботами, и не имевший ни малого отдыха. Посмотри, как исполнялось апостольское изречение: //на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки// [[new:1tim:02:08|(1Тим.2:8)]]. И то, что Христос повелел, они исполняли. //Затворив дверь твою, //говорится//, помолись Отцу твоему// [[new:mf:06:06|(Мф.6:6).]] **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 6.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того** **Дверцы же отверсты ему в горнице его противу Иерусалима.** То-есть: когда Пророк Даниил хотел молиться в своем доме: тогда он отворял дверцы окна, обращеннаго к стороне Иерусалима, и пред сим окном преклонял колена для молитвы. Надобно при сем вспомнить, что это было в то время, когда Иерусалим и Иерусалимский храм истиннаго Бога, разрушенные Вавилонянами, лежали в развалинах; а Даниил находился в пленении Вавилонском, в самом Вавилоне, или, может быть, в Персидской столице Дария Мидянина, откуда Пророку так же невозможно было видеть Иерусалим, как нам отсюда. Если бы мы могли войти в горницу молящагося Даниила: то могли бы спросить его: для чего, моляся, смотрит он в окно, в земную даль? Если он ищет в видимом того, чтo приближало бы его к невидимому присутствию Божию: то не лучше ли было бы ему возвести очи горе на небо, на что есть некоторое указание от Самого Бога одному из предшествовавших пророков: //небо престол Мой// [[old:is:66:01|(Ис. 66:1)]]? Или, не лучше ли было бы смотреть к востоку, по указанию другаго Пророка: //воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки// [[old:ps:067:33|(Пс. 67:33-34)]]? Вопросы наши не дойдут до Даниила, и не принесут нам ответа: но мы сами должны уразуметь его действие так, чтобы оно было сообразно с достоинством Пророка, котораго нельзя подозревать в суеверном пристрастии к Иерусалиму. Он знал, что храм Иерусалимский, при освящении, с знамениями небеснаго огня и облака славы, получил постоянный дар благодатнаго присутствия Божия, как о сем свидетельствовал Бог собственным словом: //будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни// [[old:3ts:09:03|(3 Цар. 9:3)]]. Он разумел, что Вавилоняне могли сжечь дерево и разрушить камни храма: но не могли коснуться невидимой благодати. Он провидел, что благодать перваго храма, разрушеннаго, хранится для имеющаго воздвигнуться втораго храма, котораго должна быть //велия слава последняя паче первыя// [[old:ag:02:10|(Агг. 2:10)]], поелику в нем явится Источник благодати, Христос. Таким образом, где обыкновенные люди видели только развалины храма: там Даниил созерцал благодать храма и благодатное присутствие Божие. И потому, отворяя окно и простирая взоры к стороне Иерусалима, он шел духом в Иерусалимский храм; и, преклоняя колена, он молился уже как бы в храме Иерусалимском. И так можно сказать, что молитва Пророка Даниила была не только домашняя, но и церковная. И примечательно, как он не удовлетворялся молитвою домашнею, как сильно чувствовал преимущество и потребность молитвы церковной, как усильно к ней устремлялся, не смотря на препятствия, не смотря даже на опасность жизни. Неблагорасположенные к нему чиновники и князи Дария Мидянина коварно выпросили у сего Царя повеление, чтобы в продолжение тридцати дней никто не смел приносить прошения никакому Богу, ни человеку, кроме Дария, под страхом быть отдану на снедение львам. Даниил знал сие, и без сомнения, понимал, что эта смертная сеть поставлена для уловления его. Но и сие не принудило его заключиться совершенно в одной домашней молитве, никому не приметной, и потому безопасной. Он продолжал, по своему обыкновению, во время молитвы, открывать окно к Иерусалиму, и устремляться взором и духом ко храму Иерусалимскому, что прямо вело, и действительно привело его к смертной опасности, из которой только неожиданным чудом он был исхищен. Голодные львы не посмели растерзать пророка. **//Беседа по освящении храма Св. Благоверного Князя Александра Невского. 1851 г.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того** Нужно наскоро припомнить, где в Священном Писании мы читали δώματα, которые по-латыни называются mеniа [или mеniаnа], или tecta или же solaria, и ἀνώγαια, то есть горницы (соеnасula). Ибо и Господь наш совершил пасху в горнице [[new:mk:14:15|(Марк. 14, 15)]], и по Деаниям Апостолов Дух Святый сошел на сто двадцать душ верующих в горнице[[ new:act:01:13|(1, 13)]]. И теперь Даниил, презрев повеление царя и возлагая упование на Бога, молится не на низком месте, а на высоком, и открывает окна против Иерусалима, где было видение мира. Молится же согласно с заповедию Божиею и Притчами (Dicta) Соломона, который внушал молиться против храма. Преклонять же колена пред Богом, по церковному преданию, должно три раза: в третий, шестой и девятый час. Ибо в третий час Дух Святый сошел на апостолов [[new:act:03:start|(Деян. гл. 3)]]; в шестой Петр, хотевший есть, взошел в горницу помолиться [[new:act:10:start|(Деян. гл. 10)]]; в девятый Петр и Иоанн ходили в храм [[new:act:03:start|(Деян. гл. 3)]]. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того** Расчеты врагов Даниила оправдались. Узнав содержание указа, он не оставил своего обычая трижды в день, может быть, утром, в полдень и вечером [[old:ps:054:18|(Пс. 54:18)]], или же в 3,6 и 9 часы, как часы богослужебных собраний в храме Иерусалимском ([[old:ps:140:02|Пс. 140:2]]; [[old:dan:09:21|Дан. 9:21]]), молиться Богу по направлению к Иерусалиму. (Об этом обычае см. во Введении в отделе о подлинности книги). **//Толковая Библия.//** [<10>]