[<10>] ====== Толкования на Дан. 7:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги** Усилим внимание, возлюбленные, потому что идет речь не о маловажных предметах. **Престолы**, говорит, **поставлены, и воссел Ветхий днями**. Кто Он? Как, слыша о медведе, ты разумел не медведя, и слыша о льве, разумел не его, а царства, и слыша о море, разумел не море, а вселенную, и прочее, — так и теперь. Кто этот **Ветхий днями**? Он был подобен некоему старцу. Бог принимает на Себя образы по требованию обстоятельств, по которым является, и (здесь) показывает, что суд должен быть вверяем старцам. Слыша о пре­столе, ты не будешь разуметь седалище; как же можно разуметь кого-нибудь обыкновенного под сидевшим, когда в одном месте Он представляется вооруженным [[old:prs:05:18|(Прем.5:18)]], в другом — окровавленным [[old:is:63:03|(Ис.63:3)]]? Здесь пророк хочет выразить, что (настало) время суда. **Одеяние на Нем было бело, как снег**. Почему? Потому, что настало время не только суда, но и воздаяния; потому, что всем нужно предстать пред Ним; потому, что //суд Мой,// как говорит пророк, //как восходящий свет// [[old:os:06:05|(Ос.6:5)]]. Потом **поставлены были престолы**. Не те ли престолы, о которых говорит Христос: //сядете и вы на двенадцати престолах// [[new:mf:19:28|(Мф.19:28)]]? **И волосы главы Его — как чистая волна**. Огонь ничего не истреблял, он был безвреден. Видишь ли здесь образ государства и народа? Престол был стра­шен, потому что имел много огня, и не просто огня, но **как пламя огня**. Чтобы ты не думал, что он употреблен для сравнения, пророк указал и действие его, сказав, что он был не просто огонь, но **как пламя огня**. **Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним, судьи сели** т.е., Он для того пришел, чтобы произвести суд. **И раскрылись книги**. Что говоришь ты? Разве имеет нужду в книгах Бог, //знающий все прежде бытия его// [[old:dan:13:42|(Дан.13:42)]], //создал по одному сердца их и вникает во все дела их// [[old:ps:032:15|(Пс.32:15)]]? Нет, это говорится применительно к обычаю начальников, подобно тому, как употребляются у нас записи. Как у нас записи читаются не для того, чтобы только начальник узнал дело, но чтобы видна была справедливость суда, так и здесь: хотя и знает правед­ный Судия, но открывает книги. Для чего? Что ты хочешь ска­зать? А почему он не говорит и о почестях? Он сказал: **поставлены были престолы**, в знак того, что Бог определил и почести; но так как мы не послушались, то Он назначил наказание и мучение. Не такое ли воззвание и к нам сделал Христос? //С того времени//, говорит евангелист, //Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное// [[new:mf:04:17|(Мф.4:17)]]. Не разумей здесь, возлюбленный, ничего телесного, и не думай, что беспредельный Бог объем­лется престолом. Если //в руке Его все концы земли// [[old:ps:094:04|(Пс.94:4),]] если //Он взвесил на весах горы, //если// народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах//, как Сам Он говорит [[old:is:40:12|(Ис.40:12,15)]], то какое место может объять Его всего? Нет, Он не был объемлем престолом. Если же Он имел одежду, то как огонь не истребил ее? Как называется **Ветхий днями** Тот, Кто существует прежде всех веков? Как Он может быть ветхим? //А Ты, //говорит Псалмопевец,// тот же// [[old:ps:101:28|(Пс.101:28)]]. Как же Он может быть ветхим? //И лета Твои, //говорится//, не оскудеют//[[old:ps:101:28| (Пс.101:28)]]. Как могла быть одежда у Беспредельного и Бестелесного? //И величию Его, //говорит Псалмопевец//, нет конца// [[old:ps:144:03|(Пс.144:3)]]; и еще: //взойду ли на небо - Ты там, сойду ли в ад - Ты там пребываешь// ([[old:ps:138:08|Пс.138:8)]]. Как же Он был облечен в человече­скую одежду и огонь не истреблял ее? Впрочем, пророк мог видеть и многое другое. Как волосы не сгорали в огне? Потому пророк и прибавил: **престол Его — как пламя огня. И раскрылись книги**, — так, что кто осуждается, тот осуждается по собственной вине. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 7.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Зрях, и престоли поставишася, и Ветхий деньми седе.** Престолы поставляются как бы для суда; и именно: поставляются для суда над Греками, но предъизображают тайну Сына, Который будет судить живых и мертвых. Ветхим же деньми называет его Пророк, давая сим разуметь вечное рождение Его от Отца. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я смотрел, доколе не были поставлены престолы и воссел Ветхий днями. Одеяние Ею бело как снег, и волосы главы Ею — как чистая волна, престол Ею — пламя огня, колеса Его — огонь пылающий; река огненная и быстрая исходила от Нею** Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: //и тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, и на двадцати четырех престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, облеченных в белые одежды и имевших венцы золотые на головах своих, И от престола, исходили громы и молнии, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу// [[new:otkr:04:02|(4:2—6)]]. Таким образом, многие престолы, виденные Даниилом, по моему мнению, те же, которые Иоанн называет двадцатью четырьмя престолами. Ветхий же днями — Тот, Который, по Иоанну, один сидит на престоле. Также Сын человеческий, приходящий к Ветхому днями, — тот самый, который у Иоанна называется //львом от колена Иудина, корнем Давидовым// [[new:otkr:05:05|(Отк 5:5)]] и прочим, подобным этому. Полагаю, что это те престолы, о которых апостол Павел говорит: //престолы ли, господства ли// [[new:kol:01:16|(Кол 1:16)]]. И в Евангелии мы читаем: //вы сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых// [[new:mf:19:28|(Мф 19:28)]]. Называется же Сидящим и Ветхим днями Бог для того, чтобы показать, , что Он есть вечный судия. **Одеяние Его бело как снег, и волосы главы Ею — как чистая волна.** Так же и Спаситель, преобразившийся на горе и принявший славу божественного величия, был видим в белых одеждах . Волосы главы Его сравниваются с самой чистой волною, чтобы показать, что суд Его будет справедлив, нелицемерен и нелицеприятен. Он изображается старцем, чтобы показать зрелость суждения. Престол Его уподобляется пламени огня, чтобы грешники боялись великих мучений, а праведники спасались как бы через огонь. Колеса Его или колесница Его подобны огню пылающему. И у Иезекииля о Боге говорится как о сидящем на колеснице и все Божие изображается как огненное [[old:iez:01:start|(Иез гл. 1)]]. Об этом и в другом месте говорится: //Бог есть огонь поядающий// [[old:vtor:04:24|(Втор 4:24)]], чтобы мы знали, что дрова, сено и солома сгорят в день Суда. И в псалмах мы читаем: //пред Ним идет огонь и попаляет врагов Его// [[old:ps:096:03|(Пс. 96:3)]]. Река огненная и быстрая исходила от Него, чтобы увлекать грешников в геенну. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги** Жизнь и деятельность одиннадцатого рога заканчивается судом над ним. Величественный вид Судии — Господа, вид Старца, свидетельствует о внушаемом Им благоговении; о совершеннейшей чистоте и святости Его существа говорит облекающая Его белая одежда и чистые, как волна, волосы [[old:is:01:18|(Ис. 1:18)]]. (Собственно говоря, волна — по-славянски — овечья шерсть, обработанная и отбеленная. Прим. ред.) Его святая ревность символизируется огненным видом престола, а ее простирающееся на все живущее действие — истекающею из-под престола рекою. Окруженный бесчисленными сонмами Ангелов, призванных к участию в суде, Судия воссел на престоле, и "книги раскрылись," — обнаружились и подверглись обсуждению дела подсудимых, не скрытые от всеведения Божия. [<10>]