[<10>] ====== Толкования на Дан. 9:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-27 **Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя** **«И возвратится народ, и обстроятся улицы и стены»**. Некоторые разумеют здесь стену, которую построил Агриппа. Посмотри как поразительно он говорит о бедствиях! **И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя**. Посмотри, как он окончил речь прискорбными событиями, а о благоприятных сказал не ясно, — последние указаны в словах: **утвердит завет для многих одна седмина**; о прискорбном же говорит часто и много. **И мерзость запустения**, т.е., Адрианова. Об этом яснее говорит Захария; он говорит и о благоприятных обстоятельствах для тех, которые остались. И в Египте иудеи жили столько лет, и, однако, не были истреблены; а теперь ты уже и не ожидаешь этого (их спасения)! Посмотри и на другие обстоятельства. Иудеи теперь и не входят в свой город, как прежде, да и кто мо­жет даже говорить об их возвращении? Никто. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 9.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена** Шестьдесят девять седмин годов составляют четыреста восемьдесят три года. Итак, слова Ангела означают то, что по прошествии от создания Иерусалима четырех сот восьмидесяти трех лет и по прекращении князей будет царем некоторый иноплеменник, при котором родится Христос. Дарий Мид кончил построение Иерусалима в шестой год своего царствования, а по счислению Греков, в первый шестьдесят шестой Олимпиады. Олимпиадой у Греков называются торжественные игры, совершаемые после четырех лет, в тот день, который по четырехлетнем солнечном течении слагается из часов, остающихся от каждого года по три. А Ирод начал царствовать во сто восемьдесят шестой Олимпиаде, в четвертый год оной. Следовательно, между шестьдесят шестой и сто восемьдесят шестой Олимпиадой будет сто двадцать Олимпиад с небольшим. Из ста двадцати Олимпиад и составляются четыреста восемьдесят лет. А остальные три года вероятно включаются во времени между первым и четвертым годом. Теперь ты имеешь доказательство, основанное на Писании, которое говорит: **«от исхода словесе, еже отвещати и еже соградити Иерусалим Христа до старейшины, седмин седмь и седмин шестьдесят две»**. Итак, вот тебе изъяснение времен, хотя есть и другие различные толкования о предсказанных Даниилом седминах годов. **//Поучения огласительные. Поучение 12.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 25-27 **И увеси от исхода словесе**, что Он - освятитель святых. **И соградится Иерусалим, и стогна и забрала его.** И как, по сказанному тебе мною, при начале семидесяти седмин будет возобновление города, так в конце семидесяти седмин, как открыл я тебе, придет Христос; и до пришествия Христова семьдесят седмин. И как сооружение города продолжится семь седмин, так **по седминах шестидесяти двух потребится Мессия**, то есть, по исполнении лет, предопределенных вам, //потребится Мессия//, и не будет уже для вас Мессии. **Град же и святое разсыплется с царем грядущим**, т.е. с Царем Христом, Который придет и будет распят. **И потребятся аки в потопе**, т.е. спасшиеся от смерти голодной, как в потопе, погибнут в плене. И до скончания определения о запустении, **дастся на опустение.** Ибо преселение сие не будет подобно преселению египетскому или вавилонскому. Из Египта возвратились Иудеи чрез четыреста лет, и из Вавилона возвратятся чрез семьдесят. Сие же определенное Богом запустение не прекратится, и во век //дастся на опустение.// **И утвердит завет мнозем;** умерщвленный Царь-Христос кровью Своею //утвердит завет мнозем//. **Седмина едина и полседмины, и отъимется жертва и приношение.** Тот и упразднит их, Кто учредил. **И на крылех мерзости запустение;** потому что Римляне внесут во храм орла, и поставят там вместе с изображением своего царя. Сие согласно с сказанным: //егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком// [[new:mf:24:17|(Мф.24:17)]].** И до скончания определения дастся на опустение,** то есть Иерусалим до исполнения определения Божия будет предан забвению и запустению. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена** См. Толкование на [[old:dan:09:24#blzh_ieronim_stridonskij|Дан. 9:24]] ===== Лопухин А.П. ===== **Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена** После указания общего содержания периода 70-ти седьмин отмечается начальный пункт всего периода и его части. Семьдесят седьмин начнутся с выхода указа (евр. "дабар" в значении "повеление," "приказ") о восстановления и построении Иерусалима. С этого времени до Христа Владыки (евр. "машиах нагид" — Помазанник-князь; ср. [[old:is:09:06|Ис. 9:6;]] [[old:iez:24:24|Иез. 24:24;]] [[old:mal:05:02|Мал. 5:2]]) пройдет семь седьмин и шестьдесят две седьмины, всего 69 седьмин. Год выхода указа о восстановлении Иерусалима является начальным годом 70-ти седьмин. И так как подобный указ дан только Артаксерксом Долгоруким в 20-м году его царствования (Неем. 2:8-9; более ранние указы Кира — [[old:1ezd:01:01|1 Езд. 1:1-4]]; [[old:1ezd:06:03|6:3-5]] и Дария Гистаспа — 1 Езд. 6:1-12 разрешают построение храма, но не восстановление города, а потому и не могут быть принимаемы во внимание), то некоторые экзегеты счисление седьмин и начинают с данного времени. Другие же, обращая внимание на свидетельство Неем. 1:1-3; 2:3,17 о разрушении Иерусалимской стены и сожжении ворот, предполагают, что данное обстоятельство имело место в промежутке времени между прибытием в Иерусалим Ездры и Неемии, — между 7 и 20 годом царствования Артаксеркса (П. Тихомиров. Пророк Малахия. С. 56-59. А. Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седьминах, с. 193-194). Ездра, пользуясь позволением Артаксеркса, начал восстановление Иерусалимских стен (ср. [[old:1ezd:09:09|1 Езд. 9:9]]), но они были разрушены врагами. В виду этого указ Артаксеркса от 20 года его царствования считается подтверждением его же указа от 7-го года ([[old:1ezd:07:11|1 Езд. 7:11-26]]), с какового и начинается период в семьдесят седьмин. И так как, по свидетельству Птоломеева канона, Артаксеркс вступил на престол между 18 декабря 465 г. и 18 декабря 464 г. до Р. X., то седьмым годом его правления, а вместе и начальным пунктом периода седьмин будет 458 или 457 г. до Р. X. С этого времени до Христа Владыки, т.е. до явления Его миру должно пройти 69 седьмин, или 483 года. По свидетельству евангелиста Луки, выступление Иисуса Христа на общественное служение совпало с началом проповеди Иоанна Крестителя, — то и другое событие имело место в 15 год правления Тиверия [[new:lk:03:01|(3:1 -23)]]. Тиверий же вступил на престол после смерти Октавиана Августа, последовавшей 19-го августа 14 года по Р. X. Таким образом, если первый год правления Тиверия продолжался от 19-го августа 14 года по 19 августа 15 года по Р. X., то пятнадцатый его год падает на время от 19 авг. 28 года по 19 августа 29 года. Некоторые же ученые, основываясь на том, что Тиверий еще при жизни Августа был его соправителем, считают его царствование с 13 года по Р. X. В таком случае 15-м годом Тиверия будет 27 год по Р. X. Расстояние между этим пунктом времени и началом седьмин (458 г. или 457 г. до Р. X.) и будет 483 года. Началом седьмин служит выход повеления "о восстановлении и построении Иерусалима." Естественно, что указ стал приводиться в исполнение сразу после своего появления. Сообразно с этим нужно думать, что для построения города откровение назначает первые семь седьмин. В пользу того же самого говорят и начальные слова 26 ст.: "и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос." Вторая часть периода — 62 седьмины ясно отделяется от первой — семи седьмин. В течение этой последней совершатся свои особые события; но других, кроме построения города, откровение не знает. Об этом последнем оно выражается так: "ташуб венибвета рехоб вехаруц," или в буквальном переводе на русский язык: "восстановятся ("шуб" в значении восстановлять Пс. 79:4,8,20) и построятся улицы ("рехоб" — [[old:gen:19:02|Быт. 19:2;]] [[old:sud:19:20|Суд. 19:20;]] [[old:2par:32:06|2 Пар. 32:6]] и др.) и стены ("харуц" от "харац" — быть "острым," резать "буквально значит вырезанный, выкопанный, отсюда ров"). Восстановление Иерусалима, как населенного места (улица) и, во-вторых, как крепости (ров) совершится среди неблагоприятных обстоятельств: "в трудные времена," что подтверждается свидетельством книги Неемии о разрушении возведенных при Ездре городских стен (1:3) и встреченных самим Неемией при их починке препятствиях со стороны Товии и Сапаваллата (4). Что касается того, действительно ли постройка Иерусалима продолжалась 49 лет, то этот вопрос не может быть решен окончательно. Существует, впрочем, попытка решить его в утвердительном смысле. Она основывается на предложении, что постройка Иерусалима продолжалась все время, пока жил Ездра и затем — время от времени, с отлучками в Вавилоне, — Неемия. Ездра трудился над постройкою Иерусалима 13 лет (с 7-го по 20-ый год Артаксеркса, Неем. 2:1). В 20-й год Артаксеркса пришел к нему на помощь Неемия и восстановил в течение 52 дней разрушенную стену (Неем. 4; 6:15). Пробыв после этого в Иерусалиме 12 лет, Неемия возвратился к Артаксерксу, а затем вновь вернулся на родину (Неем. 13:6). Время этого второго прибытия Неемии в Иерусалиме определяют по времени жизни его современника "Иоиады," сына великого первосвященника Елиашива (Неем. 13:28). Так как, по Александрийской хронике, Елиашив умер в 413 году до Р. X., и ничто не мешает думать, что Неемия возвратился в Иерусалиме лет через пять после его смерти, то до его возвращения на родину с 7-го года Артаксеркса и протечет ровно 49 лет (457-408 г. до Р. X.). А. Рождественский, с. 215. [<10>]