[<10>] ====== Толкования на Дан. 10:11 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-12 **И рече ко мне: стани, Данииле, разумей в словесех сих, яже аз глаголю к тебе, и стани на стоянии своем,** то есть уразумей тайну, об откровении которой молился ты и в продолжение трех недель просил в слезах и посте. И в ободрение мое сказал: **не бойся.** Поелику крепким гласом был я приведен в трепет, то он ободрил меня, сказав: //не бойся//. **От перваго дне, в оньже подал еси сердце твое, еже разумети, услышана быша словеса моления твоего,** то есть твоя молитва услышана с того первого дня, в который ты начал поститься, и возжелала душа твоя узнать об исполнении того, о чем просил; почему и пребывал ты постоянно пред Богом твоим в молитве.** Аз же приидох в словесех твоих.** И меня, меня привела молитва твоя послужить избавлению народа твоего, о чем просил ты. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом** Называется мужем желаний сообразно с тем, что посредством настоятельных молитв, сокрушения тела и продолжительных пощений он желает познать будущее и уразуметь тайны Божии. Вместо мужа желаний Симмах перевел муж вожделенный, потому что Бог любит каждого святого, обладающего душевною красотою. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне." Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских** Еще в первый год Дария Мидянина Ангел возносил пред Богом горячую молитву пророка Даниила об освобождении иудеев из плена[[old:dan:09:04| (Дан. 9:4-19)]]; теперь, в 3-й год Кира тот же Ангел повергал пред престолом Божиим горячую молитву пророка о том, что сокрушало его, — об улучшении бедственного состояния переселенцев. О том же самом ходатайствовал со своей стороны Михаил, "князь иудейский." И это соединенное предстательство было услышано Богом с первого же дня. Но исполнению просьб Ангела и князя Михаила противится "князь царства персидского," действующий в пользу своего народа. "Князь царства персидского," — охранитель мидо-персидских интересов, противится исполнению Богом молитвы Даниила потому, что с исполнением обетовании о спасении евреев и основании на земле Царства Божия тесно связано умаление и сокрушение власти боговраждебных народов [[old:zah:01:11|(Зах. 1:11-12)]]. С этой стороны противление духа хранителя мидо-персидского царства аналогично клевете сатаны на первосвященника Иисуса [[old:zah:03:01|(Зах. 3:1-3)]]. Перевес в духовной борьбе между представителями воинства небесного не склонялся ни в ту, ни в другую сторону; и молитва пророка не могла быть удовлетворена; даже теперь Ангел удаляется, чтобы бороться с князем персидским (ст. 20). Речь Ангела, разъясняя причину тех противодействий, которые встречали Иудеи со стороны персидского правительства при построении храма, доставляет пророку Даниилу и утешение, поскольку раскрывает, что за благо иудеев борется и он, Архангел Михаил. [<10>]