[<10>] ====== Толкования на Дан. 11:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением. Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого** Я тот, гово­рит, который и тогда спас (иудеев). Чтобы кто-нибудь не ска­зал: для чего ты борешься? — что, если не победишь? — он го­ворит: нет; и тогда я защищал их. //И нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего// [[old:dan:10:21|(Дан. 10:21).]] Это говорит он для того, чтобы убедить пророка, что он не враг и не противник ему, но что пророк требует не­дозволенного; и не потому так говорит, будто он нуждается в помощниках. Что же? Очевидно, что он не был из чи­сла князей. Потом он говорит обо всем подробно и указы­вает, откуда будут поражения. Далее возвещает о спасении и славе народа его в будущем. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 11.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В лето первое Дария Мида воста Михаил, князь ваш, на помощь мою,** в то самое время, когда и ты ободрял себя тем, что предопределенный срок семидесяти лет приходит к концу. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением** Я, говорит Даниил, с первого года царя Дария, низвергшего халдеев и избавившего меня, на сколько от него зависело, от руки врагов (ибо он для охраны меня даже опечатал львиный ров своим перстнем, чтобы враги не убили меня), стоял пред Богом и молил Его о милосердии к тому, кто любил меня, чтобы укрепить и поддержать или его самого или царство его. И когда я пребывал в молитве, то узнал следующее чрез ответ Господа. Но пророки имеют обыкновение прямо вводить лица без всякого словесного предупреждения, как например; ибо когда пророк молился Господу и сказал: //Ти еси прибежище мое от скорби, обдержащия мя, радосте моя, избави мя от обышедших мя, то вдруг вводится лице Бога, говорящего: вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, в он же пойдеши: утвержу на тя очи Мои// [[old:ps:031:07| (Пс. 31:7–8)]]. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением. Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого** Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира[[old:dan:10:01| (10:1),]] то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529-522 г.), Лжесмердиз (522-521 г.) и Дарий Гистасп (521-486 г.), а четвертый царь, "превзошедший всех великим богатством," — это знаменитый Ксеркс (486-465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. [<10>]