[<10>] ====== Толкования на Еккл. 1:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки** Обладание многими десятинами земли приведет ли обладателя к какому благодетельному концу, кроме того, что этот безумец будет считать своею собственностью нисколько ему не принадлежащее? От великой жадности он, как видно, не знает, что воистину //Господня земля и что наполняет ее// [[old:ps:023:01|(Пс. 23:1)]], ибо //Бог - Царь всей земли// [[old:ps:046:08|(Пс. 46:8)]]. Людям же страсть к любостяжательству ложно приписывает имя господства над тем, что никак не принадлежит им. Ибо **земля**, как говорит мудрый Екклесиаст, **пребывает во веки** [[old:ekl:01:04|(Еккл. 1:4)]], служа всем поколениям попеременно и питая рождающихся на ней, а люди, не имея даже власти сами над собой, но завися во всем от воли Мироправителя, входя в жизнь, когда не ведают о том, и опять, уходя из нее, когда не желают, по великой суетности почитают себя обладателями земли, которая всегда пребывает, тогда как они попеременно то появляются, то погибают. //**О девстве.**// См. также Толкования на [[old:ekl:01:01#svt_grigorij_nisskij|Еккл. 1:1]], [[old:ekl:01:03#svt_grigorij_nisskij|Еккл. 1:3]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки** Благодаря силе Божьей земля пребывает недвижной из рода в род и Божьей же силой колеблется, как и сказано у Екклесиаста: **Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки** [[old:ekl:01:04|(Еккл. 1:4)]]. Ведь основания земли - не какие-нибудь подпорки, из-за которых земля пребывает неподвижною и сохраняет свое равновесие, но это Господь воздвиг ее и крепостию Своею объемлет, ибо //в Его руке глубины земли// [[old:ps:094:04|(Пс. 94:4)]]. И простая вера в это превосходит все аргументы. //**Шестоднев.**// ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **Род преходит и род уходит, а земля во век стоит** Но не во веки. //**Толкование на начало книги Екклесиаста.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки** Род проходит и род приходит: а земля во век стоит. Когда одни умирают, рождаются другие, и не видя тех, кого видал, начинаешь видеть кого не видал. Что суетнее той суеты, что земля, созданная для людей, пребывает, а сам человек, господин земли, мгновенно разлагается в прах? Иначе: первым проходит род иудейский, и место его занимает род собранный из язычников, а земля стоит до тех пор, пока, по прехождении синагоги, не войдет вся церковь. Ибо, когда Евангелие будет проповедано во всем мире, тогда настанет кончина. А когда настанет кончина, небо и земля прейдут. И знаменательно сказал: //«земля во век стоит, а не во веки»//. Мы же хвалим Господа не в один век, но во веки веков. **//Толкование на книгу Екклезиаст.//** ===== Дидим Слепец ===== **Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки** Солнце, с тех пор как возникло, пребывает тем же самым, поскольку желает того Бог. Если же я, с другой стороны, стал бы утверждать, что человек пребывает вечно, то имел бы в виду не одного его, но все наследование [человеческого рода]. То же касается и других смертных живых существ, а также растений. <...> Когда **род проходит, и род приходит** [[old:ekl:01:04|(Еккл. 1:4)]], то **проходит** то, что разрушается смертью, **приходит** же то, что рождается. //**На книгу Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки** Невозможность прочного человеческого счастья выражается уже в неустойчивости и постоянной смене человеческих поколений при неизменности и прочности неодушевленной природы. «Что суетнее той суеты, — говорит блаженный Иероним, — что земля, созданная для людей, пребывает, а сам человек, господин земли, мгновенно распадается в прах?» **//Толковая Библия.//** [<10>]