[<10>] ====== Толкования на Еккл. 1:18 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь** См. Толкование на [[old:ekl:01:17#svt_grigorij_nisskij|Еккл. 1:17]] ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь** См. Толкование на [[old:ekl:01:16#sschmch_dionisij_aleksandrijskij|Еккл. 1:16]] ===== Блж. Августин ===== **потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь** Знание вещей земных и небесных род людской имеет обыкновение оценивать очень высоко. Но, конечно же, лучшими [из его представителей] являются те, кто предпочитает этому знанию самопознание. Душа, которая знает свою немощь, более достойна похвалы, нежели та... что остается в неведении, каким путем достичь своего спасения и утверждения. Кто же, будучи поднятым пылом Святого Духа, уже пробудился к Богу и [кто] в любви к Нему обесценился пред самим собой, желая, но не имея сил войти в Него; и кто, будучи Им просвещенным, обратил внимание свое на себя, а также увидел и познал, что невозможно смешивать свои недуги с Его чистотою, - тот считает сладостным проливать слезы, испрашивать у Него, чтобы Он вновь и вновь смилостивился, доколе не исчерпается все его несчастие; вымаливать с упованием, [словно] уже добившись безвозмездного ручательства в своем спасении от единственного Спасителя и Просветителя человеков. Ведь потому знание нуждающегося и страждущего не надмевает, что любовь назидает. Ибо он предпочел знание знанию, так как он предпочел познать немощь свою, нежели пределы мира, основания земли и высоты небес. А умножая **познание**, он умножил **скорбь**, скорбь от своего странствия из-за желания [достичь] своей отчизны и благого Бога Творца. //**О Троице.**// ---- Итак, очевидно, что древность буквы, если недостает новизны духа, более способна сделать нас виновными из-за знакомства с грехом, нежели от греха освободить. Почему и написано в другом месте: ...**кто умножает познания, умножает скорбь** [[old:ekl:01:18|(Еккл. 1:18)]]. Не потому, что сам закон порочен, но оттого, что властный указ имеет преимущество в наглядном показе букв, а не в содействии духу. Если указ исполняется под страхом кары, а не из любви к праведности, то это исполнение по рабству, а не по свободе, а значит, вообще никакое не исполнение. Ибо нет доброго плода, который не произрос от корня любви. //**О духе и букве.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь** См. Толкование на [[old:ekl:01:17#lopuxin_ap|Еккл. 1:17]] **//Толковая Библия.//** ---- Ибо во множестве мудрости множество негодования: и кто прилагает мудрость, прилагает печаль. Чем больше кто будет постигать мудрость, тем больше он негодует, что подчинен порокам и далек от добродетелей, к которым стремится [[old:prs:06:07|(Прем. 6:7)]]. А поелику сильные будут терпеть и сильные муки, и кому более поручается, от того более и взыскивается, то прилагающий мудрость прилагает поэтому и скорбь, сокрушается печалью по Боге и скорбит о грехах своих. Поэтому и Апостол говорит: //«кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене»// [[new:2kor:02:02|(2 Кор. 2:2)]]. Но, может быть, можно разуметь здесь и то, что муж мудрый скорбит о том, что мудрость скрывается в таком отдалении и глубине, и не сообщается уму так, как свет зрению, а достигается с некоторыми мучениями, невыносимым трудом, постоянным углублением и занятиями. **//Толкование на книгу Екклезиаст.//** [<10>]