[<10>] ====== Толкования на Еккл. 3:3 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Время убивати, и время целити** А сие ясно истолковано наперед в пророческом слове, которое от лица Бога говорит: //«Аз убию, и жити сотворю»//. Если не убием в себе вражды, то не исцелим расположения к любви, которое страждет в нас ненавистию. А также время убить и все прочее, что живет на зло нам, разумею это злое полчище страстей, эту междуусобную брань, воздвигаемую на нас сластолюбием и пленяющую нас законом греховным. Ибо убиение таковых врагов делается исцелением для приведенного в изнеможение грехов. Врачи говорят, что глисты и некоторые другие подобные им животные от худосочия зарождаются во внутренностях; и жизнь их делается болезнью для тела. Но если будут они умерщвлены каким либо врачебным питием; то страждущий снова восстановляется в здравии. Таковые страдания тела сходны с душевными недугами. Когда раздражительность тем, что сосет внутренности, или памятозлобием расслабляя силу и рассудок души, и худой образ жизни породят этого зверя — зависть, или другого какого, столько же злого; тогда чувствующий, что душа его внутри себя питает зверя, благовременно воспользуется врачевством истребляющим страсти. А чтобы по умерщвлении оных в сделавшем сие совершилось исцеление, к сему служит евангельское учение. **Время разрушати, и время созидати** Сие дознать можно и в сказанном от лица Божия Пророком Иеремием, которому дана от Бога сила сперва истребить, искоренить, расточить, а потом возобновить, создать и насадить [[old:ier:01:10|(Иер. 1:10)]]. Ибо прежде надобно ниспровергнуть в нас здания порока, и потом уже приискать время и место к построению храма Божия, созидаемого в наших душах, для которого веществом служит добродетель. //«Аще кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное»// [[new:1kor:03:12|(1 Кор. 3:12)]], — всем этим именуется добродетель, а дровами, сеном, тростием, по толкованию, означается естество порока, которое не на иное что уготовляется, а только на истребление огнем. Посему, когда построения состоят из сена и тростия, то есть, из неправды и гордыни, и прочей житейской злобы; тогда слово повелевает прежде привести их в уничтожение, и потом уже золото добродетели употребить в вещество к построению духовного дома. Ибо невозможно с тростием соединиться серебру, или с сеном войти в один состав золоту, или с деревом — жемчужине. Если же будет это, непременно надобно уничтожиться одному из двух соединяемых веществ. Ибо //«кое общение свету ко тме»// [[new:2kor:06:14|(2 Кор. 6:14)]]? Посему пусть будут прежде разрушены построения тьмы, и тогда воздвигнуты светлые здания жизни. //**На Книгу Екклесиаста.**// ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить** (Время) убивать того, кто совершает непростительные прегрешения, лечить того, кто имеет рану, допускающую лечение. //**Толкование на начало книги Екклесиаста.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить** //Время убивать, и время врачевать.// Время убивать и время врачевать, как говорит: //«Я убью и Я оживлю»// [[old:vtor:32:39|(Втор. 32:39)]]. Врачует призывая к покаянию; убивает в смысле сказанного: //«воутрия избивах вся грешныя земли»// [[old:ps:100:08|(Пс. 100:8)]]. //«Время разрушать, и время строить»//. Можем созидать доброе не иначе, как сначала разрушив злое. Поэтому Иеремии было дано слово от Бога так, чтобы он прежде искоренял, и разорял и расточал, а потом созидал и насаждал [[old:ier:01:start|(Иер. 1)]]. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить** См. Толкование на[[old:ekl:03:01#lopuxin_ap| Еккл. 3:1]] [<10>]