[<10>] ====== Толкования на Еккл. 3:14 ====== ===== Дидим Слепец ===== **Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его** Следующее можно сказать при возведении к духовному и возвышенному смыслу: воистину невидимые существа, которые вечны, суть [первые] творения Бога, а подвластные времени и наблюдаемые - вторичны, и обладают преходящими свойствами, и [живут] через посредство тех: ибо произошли они сообразно с человеком, который по естеству незрим - по душе и внутреннему человеку. И нельзя о видимом мире говорить, что он - изначальное творение Бога, ибо Бог создал его, но ради других существ. ...Бог создал тварный мир, дабы от величия красоты созданий получали представление о том, что есть Бог. И Он осуществляет управление и промысл обо всем целом, чтобы, видя, что весь мир живет под устроительным началом Предводителя, Промыслителя, Правителя и Царя, мы приобрели представление о том, что существует некий Властитель мира. Итак, если видишь корабль, правимый кормилом и выдерживающий прямой курс, то приобретешь представление о кормчем, даже если он и не показывается. И колесницу увидев, несущуюся направленно, получаешь понятие о колесничем. Так и по делам познается Создатель, и по порядку Его промысла. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его** //Познал я, что все, что сотворил Бог, то будет вечно, к тому не может быть прибавлено и от того не может быть убавлено: и Бог сотворил, чтобы боялись от лица Его.// Нет ничего в мире, что было бы новое. Движение солнца и перемены луны и земли, увядание или развитие деревьев получили начало и определены с началом самого мира. И Бог все устроил в известном порядке и определил стихиям мира служить для потребностей человеческих, для того, чтобы люди, видя это, уразумевали, что есть Промысл и страшились от лица Божия, из равномерности движения, порядка и постоянства вещей уразумевая Творца. //«Невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество»// [[new:rim:01:20|(Рим.1:20)]]. Если мы захотим, отделив предшествующую мысль, читать как бы с начала нового отдела: //«И Бог сотворил чтобы боялись от лица Его»//, то смысл такой: Бог все сотворил, чтобы люди боялись изменять в другую сторону то, что Он однажды распределил. И прекрасно определил мысль, сказав, чтобы боялись от лица Его, ибо //«лице Господне на творящия злая»// [[old:ps:033:17|(Пс. 33:17)]]. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его** В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию. **//Толковая Библия.//** [<10>]