[<10>] ====== Толкования на Еккл. 3:18 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18-21 **Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю** //Сказал я в сердце своём о даре слова сынов человеческих, что (этим) отличает их Бог; но чтобы показать, что они суть скоты сами в себе, участь сынов человеческих и участь скота – участь одна им. Как смерть того, так и смерть этого, и дух один у всех, и больше у человека нет ничего сравнительно со скотом, ибо все суета. Все идёт в одно место, все сотворено из земли, и все возвратится в землю. И кто знает, дух сынов человеческих, восходит ли он горе, и дух скота, нисходит ли он вниз, в землю?// Не нужно удивляться, что в настоящей жизни нет никакого различия между праведным и нечестивым, что добродетели не имеют никакого значения, что все вращается в положении непрочном, когда, по ничтожеству тела, даже нет, по-видимому, никакого различия между скотами и человеком, когда одинаковы условия их рождения и одинакова участь – смерти, когда мы подобно появляемся на свет и одинаково разлагаемся в прах. Если же представляется то различие, что дух человека восходит на небо, а дух скота нисходит в землю: то из какого верного авторитета мы дознали это? Кто может знать, истинно или ложно то, что служит предметом надежды? Но Екклезиаст говорит это не потому, чтобы он думал, что душа погибает вместе с телом, или, что животным и человеку готовится одно место, а потому, что до пришествия Христова все одинаково отводилось в ад. Посему и Иаков говорит, что он сойдёт в ад ([[old:gen:37:start|Быт. 37]] и [[old:gen:44:start|Быт. 44]]), и Иов сетует, что праведные и нечестивые находятся в аде ([[old:iov:07:start|Иов. 7]] и [[old:iov:17:start|Иов. 17]]); но Евангелие свидетельствует, что положена великая пропасть пред адом, и что Авраам находится с Лазарем, а богатый в муках. И поистине, прежде чем Христос не устранил оного пламенного обращающегося оружия и огненного меча и не отверз с разбойником дверей рая, – небесное было заключено, и над духом скота и человека тяготело одинаковое ничтожество; и хотя по-видимому одно уничтожалось, а другое оставалось, однако немного было различия погибнуть ли вместе с телом, или быть заключённым во мраке ада. Перейдём к частностям и кратко рассмотрим каждую мысль в отдельности по порядку. //«Сказал я в сердце своём о даре слова сынов человеческих, что избрал их Бог»//. Бог определил, говорит, одно только то различие между людьми и скотами, что мы говорим, а они безсловесны, что мы выражаем волю свою словом, а они скованы молчанием. И Поелику только словом мы отличаемся от животных, то нам показывается однако же, что по бренности плоти мы – животные. Как умирают скоты, так умирает и человек, одно у всех дыхание и воздух, которым питаемся. Это именно говорится в словах: //«и дух один у всех, и больше у человека нет ничего сравнительно со скотом»//. Но, чтобы мы не думали, что это говорится и о душе, присовокупил:// «все сотворено из земли, и возвратится в землю»//; а из земли сотворено только тело, и именно о теле говорится: //«земля ecи и в землю отъидеши»// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]. А слова: //«кто знает дух сынов человеческих, восходит ли он горе, и дух скота, нисходит ли он в землю»//, – представляются богохульными; но он не утверждает здесь, что между скотами и человеком нет никакого различия по достоинству души, а присоединив слово //"кто",// хочет показать трудность предмета. Ибо местоимение //"кто"// в святых Писаниях всегда принимается в смысле не невозможности, а трудности, как, например: //«род же его кто исповесть»// [[old:is:53:08|(Ис. 53:8)]], и в Псалме четырнадцатом: //«Господи кто обитает в жилищи Твоем»//, //«и в горе святой Твоей»// [[old:ps:014:01|(Пс. 14:1)]] и далее, а также у Иеремии (хотя в еврейском стоит иначе): //«и человек есть, и кто познает его»// [[old:ier:17:09|(Иер. 17:9)]]. Итак, между людьми и животными есть одно различие, – то, что дух человека восходит на небо, а дух скота нисходит в землю и разлагается вместе с телом; и Екклезиаст, как некий муж церковный и просвещённый небесным учением, есть неложный проповедник этой истины, хотя как бы сомнительной. Это, впрочем, по толкованию буквальному. А для разумения духовного служит следующее. Говорится: //«человеки и скоты спасеши, Господи»// [[old:ps:035:07|(Пс. 35:7)]] и в другом месте: //«как скот я пред Тобою, и я всегда с Тобою»// [[old:ps:072:22|(Пс. 72:22)]]. У всех пророков говорится, что в Иерусалиме спасутся и люди и скоты, и что земля обетования наполнена скотом и стадами животных – Кто знает: святой, достойный имени человека, восходит ли на небо, а грешник, который называется скотом, нисходит ли в землю? Ибо, при непрочном и скользком положении жизни сей, может случаться, что и праведник падает и грешник восстаёт, и иногда бывает, что более разумный и просвещённый в Писании человек живёт нерачительно и недостойно своего знания и низводится во ад, а кто-либо более простой и необразованный, которого можно назвать скотом по сравнению с человеком, живёт лучше, увенчивается мученичеством и делается жителем рая. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-21 **Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю** Эти стихи подробнее выясняют цель Божественного промысла, кратко указанную уже в словах [[old:ekl:03:14|14 ст.]]: //«чтобы благоговели пред лицом Его»//. Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы [[old:ekl:12:07|(Еккл. 12:7)]], где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения. **Сказал я** — **о сынах человеческих**. Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я — (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. **Чтобы испытал их Бог**. Barar значит: //выделить, испытать, очистить// (ср. [[old:dan:11:35|Дан. 11:35]]: «пострадают некоторые и из разумных для испытания (//lebarer//) их, очищения и убеления к последнему времени»). Цель Божественного промысла — довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их. **Все идет в одно место** — не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов. **//Толковая Библия.//** [<10>]