[<10>] ====== Толкования на Еккл. 7:8 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 8-9 **Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых** Через нетерпение человек часто делается высокомерным и гордым, ибо, не терпя презрения и унижения, он старается высказать перед всеми, что есть в нем доброго, чтобы только выставить себя на показ, и таким образом от нетерпения переходит к тщеславию. Потому-то сказано: **...терпеливый лучше высокомерного** [[old:ekl:07:08|(Еккл. 7:8)]]. Потому что муж терпеливый лучше согласится терпеть зло, нежели тщеславиться добром, тогда как гордый духом всегда готов превозноситься даже мнимым добром, только бы ему не потерять малейшего зла. //**Пастырское правило.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного** //Лучше конец речи, чем начало ее.// В речи лучше эпилоги, чем вступление. Ибо в тех завершаются усилия говорящего, а в этом начинаются. Или смысл такой: кто начинает слушать речь и идёт к учителю, тот находится во вступлении, а кто слушает последние уроки, тот заканчивает труд и совершен. Но можно разуметь и так: пока мы в этом мире, то все, что знаем, есть начало; а когда придёт совершенное, мы будем в конце и завершении. Еврей это место с следующим стихом объяснял так: лучше тебе смотреть на конец дела, чем на начало, и быть терпеливым, чем раздражаться в нетерпении. Из этой краткой сентенции научаемся также и тому, что в людях нет никакой мудрости, если лучше молчать, чем высказываться. Может заключаться и тот смысл, что по окончании речи слушатель обдумывает сам в себе сказанное, а когда только начинаем говорить, он еще не получил никакой пользы. //Лучше терпеливый, чем возносящийся духом.// Так как выше он одобрил гнев, сказавши: //«лучше гнев чем смех»//: то, чтобы мы не думали, что одобряется гнев как страсть, он теперь учит, что гнев должно совершенно подавлять: там он разумел гнев в смысле укоризны грешникам и вразумления несовершенным, а здесь обуздывает нетерпеливость. Терпение необходимо не только в бедствиях, но и при благоприятных обстоятельствах, чтобы мы не восторгались более надлежащего. Мне кажется, что превозносящийся духом противополагается здесь нищему духом в Евангелии, которому обещается блаженство. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного** См. Толкование на [[old:ekl:07:05#didim_slepec|Еккл. 7:5]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом** Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное. **//Толковая Библия.//** [<10>]