[<10>] ====== Толкования на Еккл. 7:13 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?** //Посмотри на дела Божии: ибо кто сможет выпрямить того, кого искривил Бог?// Это место Симмах перевёл так: //«поучись делам Божиим, ибо никто не сможет исправить то, что Он ограничил»//. То есть, пусть будет для тебя достаточно из святых Писаний, или из самого созерцания мира знать и разуметь сотворенное; но не ищи причин и оснований, почему то и другое сотворено так, и не говори, что оно должно быть иначе, чем как сотворено, например, если бы кто захотел спрашивать, зачем Моисею Бог говорит: //«кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа; не Аз ли Господь Бог»// [[old:ish:04:11|(Исх. 4:11)]] и сказал бы: зачем слепой, глухой и немой сотворены такими, и прочее, тому подобное. Относительно этого места следует иметь ввиду свидетельство псалма семнадцатого, в котором говорится Господу: //«со святым свят будешь, и с развратным развратишься»// [[old:ps:017:27|(Пс. 17:27)]], и принимать, что Господь свят с тем, кто свят, и что пред Ним развратен тот, кто прежде развратился своею волею, – принимать сообразно с написанным и в книге Левит: //«если будут ходить ко Мне превратно, то и я буду ходить к ним в ярости Моей превратно»// [[old:lev:26:27|(Лев. 26:27–28)]], – чтo может объяснять и то, почему Бог ожесточил сердце Фараона. Ибо, как одно и тоже действе солнца воск расплавляет, а глину делает твердою, и воск расплавляется, а глина твердеет в силу своих собственных свойств: так одно и тоже совершение чудес в Египте и смягчало сердца верующих, и ожесточало неверующих, которые по своему жестокосердию и нераскаянному сердцу из этих чудес, видя которые они не верили, собирали себе гнев в день гнева. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 13-14 **Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него** Многие и среди эллинов возражали тем, кто утверждал, будто мир образовался сам собой. Коль скоро по необходимости осуществляется промысл об особенностях, промыслитель же - Бог, то Он осуществляет промысл о мире, который сотворил. <...> Представь и другое: то, что Он обустроил, то и охраняет промыслом, чтобы все шло нужным путем. <...> Итак, Богу ведомы причины того, что возникло, и ведает Он, почему они сокровенны. <...> Ибо никак тебе не обрести достаточного знания Божьих творений, если, безумствуя, нанесешь им оскорбление. Помысли о творениях Бога: то, что у других вызывает неприязнь, даст тебе знание и о Творце, и о сотворенном. ...Ибо Он делает кривым, не производя так, но показывая его таковым. <...> Сказано: «Совращающихся на кривые пути свои да направит Господь ходить с делающими беззаконие». Ибо сам Он не направляет их, желающих сопутствовать творящим беззаконие, но показал, что, совратившись по своему собственному избранию, они стали таковыми. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него** **Не мог сказать против Него**. ויכצא (как в [[old:ekl:03:22|Еккл. 3:22]]; [[old:ekl:06:12|Еккл. 6:12]]) значит: //после него//. Следует перевести: //не мог сказать после себя//. Для того Бог посылает человеку благополучие и несчастье, чтобы он не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Бога. **//Толковая Библия.//** [<10>]