[<10>] ====== Толкования на Еккл. 7:16 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя** Тот побеждает, кто надеется на Божию благодать, а не тот, кто гордится своей добродетелью. И почему не надеяться на благодать, имея Архиерея милосердного? //Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш// [[old:ps:114:04|(Пс. 114:4)]]. Здесь псалмопевец милость назвал дважды, правду же однажды. В середине сугубой милости положена правда: ибо если преизбыточествуют грехи, то преизбыточествует и милость. У Господа всех добродетелей преизбыток, потому что Он //Господь сил// [[old:ps:023:10|(Пс. 23:10)]] есть. Однако правда соединена с милостью, милость же с правдой, ибо написано: **Не будь слишком праведен** (ср. [[old:ekl:07:16|Еккл. 7:16]]), то есть излишне. Что выше меры, то хотя и добро, но не зачтется тебе за настоящее добро. Храни меру, чтобы воспринять по мере. //**На смерть Феодосия Великого.**// ---- Кто старается исправить пороки человеческой слабости, тот должен самую эту слабость на собственных своих плечах держать и как бы взвешивать, а не отвергать. Ибо читаем, что евангельский тот пастырь погибшую овцу возложил на свои плечи, а не оставил. И Соломон говорит: **Не будь слишком строг** [[old:ekl:07:16|(Еккл. 7:16)]], потому что правда должна быть смягчена умеренностью. Доверит ли тебе лечить себя тот, кого ты ненавидишь и который думает, что врач пренебрежет им, а не жалеть будет его? //**О покаянии.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не буди правдив вельми: ни мудрися излише, да не когда изумишися** В рассуждении тех, которые предприемлют что-либо сверх меры, и впадают в крайние опасности, намерен я напомнить вам //не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии// [[new:rim:12:03|(Рим. 12:3)]]; и как в другом месте говорит Писание: **не буди правдив вельми: ни мудрися излише, да не когда изумишися**. На сих днях случилось, что некоторые братия, оставив келлии свои, поселились на месте пустынном, бесплодном и безводном. Отцы и братия много увещевали их, но они не послушались, сказав: "идем кочевать". Когда же зашли в самую сухую пустыню, и увидели, что окружены непроходимыми местами, стали впадать в крайнее нетерпение; но начав отыскивать обитаемые места, не могли высвободиться из несносной пустыни; потому что не легко было сделать сие зашедшим внутрь пустыни. Почему изнуряемые недостатком пищи, жаждою и зноем, лежали они, изнемогая духом и отчаиваясь в жизни своей. Было же о них некое домостроительство Божия промысла и они при последнем дыхании найдены прохожими, которые и положили их на скотов своих, и перевезли в обитаемые места. Однако же некоторые из них умерли, и тела их съедены птицами и зверями; а спасшиеся довольно времени оставались больными, и наконец опытно дознали, что не должно ничего делать без совета. Ибо многие, увлекаясь высокомерным помыслом, ушли в места бесплодные и безводные, и там причинили себе сию насильственную смерть. Другие не хотели подчиниться, не соглашались прислуживать братиям, и вдались в то же бедствие; а иные, водясь самолюбивым помыслом и надмеваясь тщеславием, чтобы славили их слышащие о них, сделались, как говорится, кочующими; но не сообразив усильных трудов, подвергли себя сим бедствиям. Итак, возлюбленный, не должно безрассудно увлекаться своими помыслами; напротив же того каждому надобно знать свойственную ему меру, и в любви Божией смиряться пред ближним. Если же кто думает о себе, что преуспел он в добродетели, владеет страстями, и царствует над пожеланиями; то и он да не полагается сам на себя, чтобы и ему не было сказано написанное: //царь дерзостен впадает в злая//; //вестник же// света //избавит его// [[old:pr:13:18|(Притч. 13:18)]]. //**Послание к монаху Иоанну.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Не буди правдив вельми: ни мудрися излише, да не когда изумишися** Поскольку желал ты узнать, почему сказано: **не буди правдив вельми**, то сказываю, что, по моему мнению, имеет здесь место двоякое толкование. Или: не будь строго правдив, но превышай справедливость благостью. Ибо справедливое дело - не быть обижаемым, но дело любомудренное - будучи обиженным переносить сие терпеливо. Или: иди средним путем добродетели, потому что излишества и недостатки, отводя от пути прямого, оканчиваются пороками. А то, что именно это имеет в виду совет Премудрого, в этом ручаются последующие слова. Ибо сказано: **не мудрися излише, да не когда изумишися**. Один из семи прославляемых мудрецов, или украв эту мысль, как полагаю, или сойдясь в мыслях с Премудрым (кража есть отнятие чужого, а сближение в мыслях - сходство не подлежащее этой укоризне), утверждал: "Всего лучше мера". А другой, то же самое выразив иначе, сказал: "Ничего слишком". Должно знать, что сие имеет силу не только в отношении добродетелей, но и в отношении благочестия, потому что благочестие, составляя середину между нечестием и суеверием, запрещает то и другое. //**Письма. Книга I.**// ---- Как должно разуметь написанное в книге Екклесиаста: **не буди правдив вельми**? Как высшая степень телесной красоты - соразмерность членов, так и высшая степень душевной красоты - соразмерность добродетелей. Некоторые из мудрецов утверждали, что крайности впадают в порок: желающий быть бережливым впадает в скупость, а желающий быть великодушным - в расточительность, потому мудрые и называли добродетель серединою (так в середине между нечестием и злочестием стоит благочестие). И премудрый справедливо советовал: **не буди правдив вельми**. Если же советует он это, то не будь жестоким и строгим судиею того, в чем погрешают против тебя ближние, но препобеждай справедливость благостью и оказывай снисхождение тем, которые делают против тебя что-либо и превышающее меру снисходительности. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя** //Не будь слишком справедлив и не ищи большего, чтобы не обезуметь.// Если увидишь, что кто-либо суров и жесток ко всем проступкам братий, так что не прощает ни согрешившему словом, ни медлительному по естественной иногда лености: то знай, что такой более справедлив, чем сколько справедливо. Ибо, если Спаситель заповедует: //«не судите, да не судимы будете»// [[new:lk:06:37|(Лк. 6:37)]], и нет никого без греха, если даже и один день проживет он: то справедливость, не прощающая слабости человеческой природы, безчеловечна. И так, не будь слишком справедлив, ибо весы великие и весы малые мерзость пред Господом. Поэтому и у философов добродетели полагаются в средине, а все чрезмерное, в хорошем ли, или в дурном, считается недостатком. //«Не ищи больше чтобы не смутиться, или не обезуметь»//. Знает он ум наш, который не может обнимать совершенной мудрости, и повелевает, что мы должны знать меру нашей ограниченности. И Павел тому, кто допытывался большего, чем сколько мог знать человек, говоря: //«чесо ради еще укоряет, воли бо Его кто противитися может?»// – отвечал: //«о, человече, ты кто ecи против отвещаяй Богови»// [[new:rim:09:19|(Рим. 9:19–20)]]. Ибо, если бы тот, кто вводится вопрошающим, услышал от апостола решения своего вопроса, то быть может он впал бы в умоисступление и подумал, что благодать для него безполезна. Ибо бывает и дар, по тому же апостолу, не приносящий пользы тому, кому он дан. Евреи эту заповедь, то есть: //«не будь слишком справедлив»//, толкуют в отношении к Саулу, который помиловал Агага, которого Господь повелел умертвить [[old:1ts:15:start|(1 Цар. 15)]]. Но к этому стиху может быть применён и тот раб из Евангелия [[new:mf:18:23|(Мф. 18:23–35)]], которому Господь простил и который сам не хотел простить другому рабу, потому что был слишком справедлив. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя** См. Толкование на [[old:ekl:07:15#lopuxin_ap|Еккл. 7:15]] [<10>]