[<10>] ====== Толкования на Еккл. 7:19 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 19-20 **Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы** //Мудрость укрепит мудрого больше десяти властителей, находящихся в городе: ибо нет человека праведного на земле, который бы делал доброе и не грешил.// Мудрость потому укрепляет мудрого и превосходит силу всех властителей города, что хотя кто-либо и праведен, однако, пока находится в этой плоти, подлежит порокам и грехам и требует большой помощи. Иначе: десять властителей, находящихся в городе, суть ангелы, достигшие совершенного десятеричного числа и помогающие роду человеческому. Но, если кто переберёт все вспомогательные силы, то наибольшая из них есть вспомоществующая сила премудрости, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Ибо после того, как ангелы сказали: //«врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отъидем кийждо в землю свою»// [[old:ier:51:09|(Иер. 51:9)]], сошёл Сам учитель врачей, и нас, окровавленных, и покрытых кровавою нечистотою грехов, нас, расточивших все имение свое на врачей, исцелил прикосновением края ризы своей [[new:lk:08:43|(Лк. 8:43–48)]]; исцелил в городе, то есть в мире сем, и укрепил мудрого, или, как перевели Семьдесят, //"помог"// мудрому. Ибо всякому имущему дано будет ему и приложится ему. А так как человек, находящийся во грехах и погруженный в скверны ада, требовал большей помощи, то посему и пришла Сама Премудрость. Иначе: выше сказал, что должно благотворить и своим и чужим; но кто-либо мог возразить: если я захочу благотворить всем, то мне не на что этого делать, и праведный не может иметь столько богатства, которым, обыкновенно, более обладают грешники. Поэтому, теперь он говорит: кому не можешь помочь делом, помоги советом, облегчи утешением. Ибо находящемуся в затруднительных обстоятельствах мудрость может оказать больше пользы, чем какое бы то ни было самое большее богатство. Но и это делай с благоразумием, ибо весы правды велики, и нужно смотреть и кому, и сколько, и как долго, и что давать делом или советом. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе** Итак, всегда сила полководца - в мудрости его более, чем во множестве воинства. <...> Если в городе сильных много, а мудрости недостает, то ничем те не могут городу помочь. В возведении к высшему смыслу, под городом имеется в виду мир, который вокруг нас. Если не ниспосылается Богом мудрость, никто не может жить невредимо. Если не поможет мудрость, бессильны властители и не спасется город. Можно подразумевать под городом и душу каждого. В самом деле, если кто и располагает тысячью рассуждений человеческих о том, как поддержать город, ничем ему не поможешь, если ниспосланная Богом мудрость не содействует ему, не приводит его в благоустройство и не охраняет его. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-23 **Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. Все это испытал я мудростью; я сказал: "буду я мудрым"; но мудрость далека от меня** Ту же мысль выразил Соломон в своей молитве — именно в словах: //ибо нет человека, который не грешил бы// [[old:3ts:08:46|(3 Цар. 8:46)]]. Эта мысль легко связывается с последующими стихами, в которых внушается снисходительность к людям; но связь ее с предшествующим не ясна. А, между тем, 20-й стих начинается частицей יכ (ki), которая указывает на то, что этот стих содержит обоснование предшествующей мысли. Ход мыслей вероятно таков: необходимо заботиться о приобретении мудрости, охраняющей человека и от излишней строгости и от нравственной распущенности, так как нет человека на земле, который делал бы и не грешил. **//Толковая Библия.//** [<10>]