[<10>] ====== Толкования на Еккл. 8:1 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется** //Кто как мудрый, и кто знает разгадку слова? Мудрость человека просветит лице его, и сильный лице свое изменит.// Выше учил, что с трудом можно найти человека доброго и возникавшее против этого возражение устранил тем, что Богом люди созданы добрыми, но впали в грехи своею волею. А теперь, как бы хвалясь, исчисляет, что Бог дал человеку доброго, – именно премудрость, разум и прозорливость к постижению сокровенных тайн Божиих и к проникновению чувством сердца таинственных глубин Божиих. Косвенно говорит и о себе, что никто не был так мудр как он и никто так не знал решения загадок и что мудрость его превозносил весь народ, мудрость, которая не только крылась внутри, но и просвечивалась в телесной наружности, в зеркале лица, и больше всех людей дарования умственные отображала на лице его. Вместо поставленного нами: //«кто как мудрый»//, Семьдесят перевели: //«кто знает мудрых»//, и вместо сказанного нами: //«и сильный лице свое изменит»// поставили: //«и безстыдный по лицу своему ненавистен будет»//. И поистине: тогда как много людей кажущихся мудрыми, с трудом можно найти такого, кто мог бы отличать истинно мудрого от кажущихся мудрыми; и тогда как есть очень много таких, которые говорят, что они могут разрешать тайны Писаний, редко встречается такой, который находил бы истинное решение. А дальнейшее: //«мудрость человека просветит лице его, и безстыдный по лицу своему ненавистен будет»// можем объяснять в смысле слов Павла: //«мы же вcи откровенным лицем славу Господню взирающе»// [[new:2kor:03:18|(2 Кор. 3:18)]] и Псалмопевца: //«знаменася на нас свет лица твоего, Господи»// [[old:ps:004:07|(Пс. 4:7)]]. Мудростью же человека называет не иную, как мудрость Божественную, которая, будучи мудростью Божьею, по мере возможности усвоения ее человеком, делается достоянием того, кто удостоится иметь ее. А всякий еретик и защищающий ложное учение бесстыден лицом. Маркион и Валентин говорят, что они лучшей природы, чем Творец. Это отчасти могло бы еще быть терпимо, если бы они утверждали, что они надеются этого, а не обладают уже такою природою. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется** И так же, как невозможно опознать, что нечто есть белое, тому, кто не знает, что такое белый цвет, и невозможно распознать знание тому, кто не осведомлен о том, что такое знание, так и узнать мудрого неспособен тот, кто не ведает мудрости, по которой мудрый образован и от которой заимствовал имя. ...Он говорит, что **мудрость человека просветляет лице его** [[old:ekl:08:01|(Еккл. 8:1)]], - не лицо телесное, не член тела, но лицо внутреннего человека. <...> Итак, это лицо внутреннего человека просветлено мудростью. То же самое суть Мудрость, Свет, Слово, Истина и иные понятия, приложенные ко Христу. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется** Никто не может понять сущность вещей так, как мудрый. Это глубокое понимание жизни создает в мудром радостное, покойное, все примиряющее настроение, отражающееся и на его наружности. Евр. //dabar// значит и //вещь//, и //слово//. Отсюда LXX, славянский, сирийский перевод и Иероним перевели: «значение слова» – именно, изречения, высказанного в следующем стихе. **//Толковая Библия.//** [<10>]