[<10>] ====== Толкования на Еккл. 8:11 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло** До настоящего времени ты позволял ему властвовать над тобой, нисколько никогда не возражая с помощью собственных или чужих аргументов. Ты подтверждал слова Соломона: Потому что не было возражения тем, кто делал зло, оттого и наполнилось **сердце сынов человеческих** в том, чтобы **делать злое** (ср. [[old:ekl:08:11|Еккл. 8:11]]). Потому-то теперь после своего разоблачения этот беспутнейший дух не сможет беспокоить тебя, и отвратительнейший змей логово свое в тебе никогда не соделает, вытащенный из тьмы на свет твоим спасительным исповеданием. ...Верно, что никто не может быть обольщен дьяволом, если не захочет дать ему согласия по своей воле. Екклесиаст это ясно выражает такими словами: **Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло** [[old:ekl:08:11|(Еккл. 8:11)]]. Итак, отсюда очевидно, что всякий грешит оттого, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас противоречием. //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло** См. Толкование на [[old:ekl:08:09#blzh_ieronim_stridonskij|Еккл. 8:9]] ===== Ориген ===== **Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло** Будет кара за грехи, и страдание каждому по заслугам его - такое, какое нужно для исправления и должного воздаяния за дела его. И все знают, что добрые будут избавлены за добро их, злые же будут преданы на страдания и муки за беззакония их, за негодность и невоздержанность, а также за малодушие, трусость и всяческое неразумие. //**Против Цельса.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом** Хотя беззакония людей долгое время остаются ненаказанными, Екклезиаст все же верит, что, в свое время, Бог воздаст каждому по заслугам. Вера в праведное воздаяние выражается им решительно, но выражается догматически (//«я знаю»//) не как несомненный факт наблюдаемой действитeльнoсти, но как безусловное требование религиозного сознания. Екклезиаст не имеет ясного представления о том, когда, как и при каких обстоятельствах обнаружится Божественное воздаяние, он не говорит, будет ли это в земной или загробной жизни; он убежден лишь в одном, что Бог должен воздать каждому по заслугам. Выражение же: //«недолго продержится тот, который не благоговеет пред Богом»//, скорее говорит за то, что Екклезиаст верит в воздаяние на земле. **//Толковая Библия.//** [<10>]