[<10>] ====== Толкования на Еккл. 10:2 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-3 **Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим** //Сердце мудрого на правой стороне его, а сердце глупого на левой стороне его. Но и по дороге, когда глупый идёт, сердце его уменьшается, и он говорит, что всякий глуп.// В Евангелии заповедуется, чтобы левая рука мудрого не знала, что делает правая [[new:mf:06:03|(Мф. 6:3)]]. И получившим удар в правую щеку, повелевается подставлять бьющему не левую щеку, но другую [[new:mf:05:39|(Мф. 5:39)]]. Ибо праведный не имеет у себя левого, а у него все правое. И когда Спаситель придёт для суда, агнцы станут по правую, а козлища будут по левую сторону [[new:mf:25:33|(Мф. 25:33)]]. И в Притчах написано: //«пути бо десныя весть Господь, развращени суть, иже ошуюю»// [[old:pr:04:28|(Притч. 4:28)]]. Итак, кто мудр, тот всегда помышляет о будущем, о том что ведёт к правой стороне; а кто неразумен, тот помышляет о настоящем, что поставлено по левую сторону. Следуя этому, философ и поэт сказал: К стенам властелина великого правая всех нас ведет сторона; Ею нам путь во поля Елисейския; левая ж Муки дает и в ад нечестивый низводит. (Виргилий, Энеид. VI). И наш Фирмиан в прекрасной книге своих наставлений вспоминает о букве V ((Буква, о значении которой неоднократно упоминалось уже в примечаниях к переводу бл. Иеронима, – правая сторона которой служила аллегорическим выражением добродетели, а левая – порока.)) и весьма подробно рассуждает о правом и левом, то есть о добродетелях и пороках. И не будем думать, что мысли этой противоречит сказанное: //«не уклонися ни на десно, ни на шуе»// [[old:pr:04:27|(Притч. 4:27)]]. Ибо здесь правая сторона принимается в смысле доброго, а там – обвиняется не столько правая сторона, сколько уклонение от неё, чтобы мы не мудрствовали больше того чем сколько нужно, так как добродетели в средине, а всякое излишество есть недостаток. А смысл следующего стиха, в котором сказано: //«но и по дороге, когда глупый идёт, сердце его уменьшается, и он говорит, что всякий глуп»//, таков: глупый думает, что как он сам грешит, так подобным образом грешат и все, и судит о всех по себе. Наконец, Симмах перевёл так: //«но и на дороге, когда глупый идёт, он, будучи сам неразумен, предполагает о всех, что они глупы.»// А Семьдесят дали иной смысл, поставив: //«все, что неразумный думает, весьма суетно»//. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую** «Правый», «правая сторона», как и во всех языках, выражает понятие истинно доброго, справедливого; «левый», «левая сторона», напротив — понятие ложного, злого, несправедливого. **//Толковая Библия.//** [<10>]