[<10>] ====== Толкования на Еккл. 10:11 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный** **Если ужалит незаговоренный змей, то не бывает преимущества и для заклинателя змей** [[old:ekl:10:11|(Еккл. 10:11)]], указывая, что укус тихого змея опасен. Это значит, что если бесовские внушения или мысли не были обнаружены заклинателем, узнавшим их, - а именно, духовным человеком, который песнями Писания может тотчас исцелить недуг и извлечь губительный змеиный яд из человеческого сердца, - он не сможет помочь тому, кто в опасности и близок к погибели. ...Это тайные угрызения, которым не помогает врачевание мудрых. И до того неисцелима эта погибель [зависть], что от ласки ожесточается, от услуг раздувается, подарками раздражается. //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный** //Если змей ужалит молча, то не лучше его и злоязычный.// Простой смысл таков: змей и злоязычный одинаковы: как первый, тайно жаля, впускает яд: так последний, тайно злословя, изливает на брата яд своего сердца и ничем не лучше змея. Тогда как язык у человека сотворен для благословения и назидания ближнего, злоязычный делает его равным змею, когда в превратную сторону злоупотребляет его силами. Иначе: если кого-либо тайно уязвит змей – диавол и неведомо ни для кого заразит его ядом греха: то, если пораженный будет молчать, не принесет покаяния и не захочет сознаться в язве своей брату и учителю, в таком случае брат и учитель, имеющие язык для врачевания, не будут в состоянии скоро помочь ему. Ибо, если больной стыдится открыть свою рану пред врачом, то врачебное искусство не излечивает того, о чем не знает. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный** Змей тогда входит в силу, когда потаенно испускает яд. Тому, кто поддается обману, западает помысел, будто нечто доброе приобрел, что на самом деле таковым не является. И наставник, действующий обаянием, может быть таковым не из легкомыслия, но для достижения некоей цели; он показывает [ученику его] превратность, уловку соблазнителя. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный** Этот стих следует перевести так: «если змей ужалит незаговоренный, то не имеет никакой пользы заклинатель» (славянский текст — //Аще угрызнет змий не во шепте, и несть излишества обавающему//). Заклинание, по этим словам, предполагается ранее укушения. [[old:ps:057:05|Пс. 57:5]] говорит о змее, который жалит, не допуская над собой заклинания. В образной речи Екклезиаст указывает на бесполезность запоздалых действий. **//Толковая Библия.//** [<10>]