[<10>] ====== Толкования на Еккл. 11:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** Почти всегда в боговдохновенном Писании числом **семь** обозначается все подзаконное время до святых пророков по причине субботствования (покоя) в седьмой день. Числом же **восемь** обозначается время нового Завета, потому что воскресение Господа нашего Иисуса Христа было в восьмой день. На это, думаю, прикровенно указывает изречение: **даждь часть седмим и осмим**, то есть, пусть имеют место у тебя закон и бывшие после него пророки, имевшие субботство в седьмой день; но пусть имеют место и **восьмые**, то есть, бывшие после дня воскресения Спасителя апостолы и евангелисты. С этим согласуется и то, на что косвенно указывается устами пророка: //и востанут нань седмь пастыри и осмь язв человеческих// [[old:mih:05:05|(Мих. 5:5)]]; ибо после того как воссиял нам Спаситель наш Иисус Христос, восстали некоторым образом против сатаны, приведшего нас в расслабление, проповедь закона и пророков и учение апостольское; чрез них он был некоторым образом изранен и лишен оружия, и, по слову Спасителя, были //расхищены сосуды его//[[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]] тем, что некогда заблуждавшиеся освободились от рабства ему и познали истинного и действительного Бога и Владыку всяческих. Итак //воссташа нань седмь пастыри и осмь язв человеческих//, то есть, те, которые прежде пришествия (Спасителя) и которые после восьмого (дня) и чрез писания законные и новые призывают заблудившихся ко спасению. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** Итак, последуем Слову, взыщем небесного покоя, отвергнем обилие земное; воспользуемся только тем, что есть в нем доброго; искупим души свои милостынями [[old:dan:04:24|(Дан. 4:24)]], дадим от имений своих бедным, дабы стяжать богатство небесное. Дай часть и души, не все одной плоти; дай часть и Богу, не все одному миру. Отними хоть что-нибудь у чрева и посвяти духу. Похить что-нибудь из огня и положи вдали от пожирающего пламени. Исторгни что-нибудь у жестокого мучителя и вверь Господу. **«Давай часть семи»**, то есть этой жизни, и **"восьми"** [[old:ekl:11:02|(Еккл. 11:2)]], то есть той жизни, в которую мы перейдем из здешней. Дай немногое Тому, от Кого получил несравненно больше. Отдай и все Даровавшему тебе все. Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, – все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога. И как нельзя опередить своей тени, которая постольку подвигается вперед и поскольку мы идем вперед, всегда в равном расстоянии нам предшествует; как нельзя телу вырасти выше головы, всегда над ним возвышающейся, так и нам невозможно превзойти дарами своими Бога. Ибо мы ничего не даем такого, что не принадлежало бы Ему, или что было бы вне круга Его щедрости. //**Слова.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** Семь принадлежит Ветхому Завету, а восемь - Новому, так как Христос воскрес, и воссиял день нового спасения для всех - тот день, о котором пророк говорит: //Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!// [[old:ps:117:24|(Пс. 117:24)]]. ...Седьмой день символизирует тайну закона, восьмой - воскресение, как имеешь в Екклесиасте. //**Письма.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** См. толкование на [[old:ps:006:01#prp_anastasij_sinait|Пс. 6:1]] ===== Блж. Августин ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** Прежде имели место упокоения мертвых, а воскресений не было ни у кого: //...воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти// [[new:rim:06:09|(Рим. 6:9)]]. А позже свершилось такое воскресение во плоти Господа, дабы Глава Церкви в начале имел то, что тело Церкви ожидало в конце, и с тех пор празднуется день Господень, то есть восьмой, который одновременно и первый. //**Письма.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** //Давай часть семи и даже осьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.// И у Иезекииля при входе в храм упоминается семь и восемь ступеней [[old:iez:40:26|(Иез. 40:26–31)]]. И после оного ифического псалма, то есть сто восемнадцатого, приводится пятнадцать степеней, но которым сначала мы поучаемся в законе, а потом, по исполнении седмиричного числа, чрез осьмерицу восходим к Евангелию. Итак, заповедуется, чтобы мы с равным благоговением веровали в оба завета, то есть, как ветхий, так и новый. Иудеи дали часть семи, веруя субботе; но не дали осьми, отвергая воскресение дня Господня. Напротив, еретики Маркион, Манихей и все неистово терзающие ветхий завет дают часть осьми, принимая Евангелие, но не дают этой части в седмеричном числе, отвергая ветхий завет. Мы же будем веровать и тому и другому завету. Ибо мы и мыслью не можем теперь представить достойных мук и достойного наказания, какие предназначены живущим на земле, иудеям и еретикам, отвергающим один из двух заветов. Еврей это место понимает так: соблюдай и субботу, и обрезание, чтобы не постигло тебя неожиданное бедствие, если почему-нибудь не будешь делать этого. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** **Дает часть семи** тот, кто принимает Ветхое Писание, которое было прежде жизни Спасителя; название **семи** относится к почитанию субботы. **Дает часть восьми** тот, кто признал воскресение Спасителя: ибо произошло оно после субботы. Иудеи, **дающие семи**, не воздали **восьми** и потому не получили спасения. Сторонники лжеучений, в свою очередь, отвергают закон и Ветхое Писание - они терпят неудачу в силу того, что не **дают часть семи**. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле** **Семь и даже восемь** указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом. **//Толковая Библия.//** [<10>]