[<10>] ====== Толкования на Еккл. 12:1 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"** Это пришествие Господне и конец мира предвидел Екклесиаст, который говорит: //Веселись, юноша, в юности твоей//, и далее: //Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего// [[old:ekl:11:09|(Еккл. 11:9-10)]]. **И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни** [[old:ekl:12:01|(Еккл. 12:1)]]; //доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и помрачатся смотрящие в окно// [[old:ekl:12:02|(Еккл. 12:2-3)]], - силу зрения означая этими словами; //доколе не порвалась серебряная цепочка// [[old:ekl:12:06|(Еккл. 12:6)]], - разумея под этим расположение звезд, ибо они представляются сребровидными; //и не разорвалась золотая повязка// [[old:ekl:12:06|(Еккл. 12:6)]], - означая тем златовидное Солнце, ибо подобное повязке есть известное растение, имеющее многие со всех сторон ветви с листьями, подобные лучам. И восстанут //по крику петуха// [[old:ekl:12:04|(Еккл. 12:4)]], //и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы// [[old:ekl:12:06|(Еккл. 12:6)]]. Что же узрят? //Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда; восплачутся все племена// [[new:mf:24:30|(Мф. 24:30)]], [[old:zah:12:12|(Зах. 12:12)]]. Что же будет по пришествии Господа? //Зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс// [[old:ekl:12:05|(Еккл. 12:5)]]. Зацветающий миндаль показывает, как говорят толковники, что прошла зима. Тела наши по прошествии зимы будут цвести цветом небесным. //**Огласительные слова.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно** //Веселись, юноша, в юности твоей, и да будет во благе сердце твое во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих. И знай, что за все это приведет тебя Бог на суд, и удаляй гнев от сердца твоего, и отнимай злое от плоти твоей, потому что юность и глупость суета. И помни Создателя твоего во дни юности твоей, доколе не придут дни злобы и не приближутся годы, в которые будешь говорить: «нет мне в них удовольствия»//. В объяснении этого отдела все толкователи разногласят между собою, и существует почти столько воззрений, сколько лиц. Поэтому, так как разбирать мнения всех их было бы долго и приводить доказательства, какими они хотели подтвердить свои мнения, было бы делом почти целой книги: то для благоразумных пусть будет достаточно только наметить эти воззрения, представить их в сжатом сокращении и как бы на небольшой карте нарисовать местоположение стран, широту всей вселенной и пределы океана. Евреи думают, что наставление относится к Израилю, которому повелевается пользоваться своим богатством, доколе не наступит для него время плена и юность его не сменится старостью; повелевается, чтобы все, что ни увидит он усладительным и приятным для сердца ли или для глаз, этим, пока оно в его распоряжении, он пользовался бы, – так однако же, чтобы помнил, что за все это он будет судим, и избегал бы как злых помыслов, так и похотей, зная, что с юностью соединяется неразумие и помнил бы всегда о Творце своем, пока не наступят дни Вавилонского и Римского плена, в которых он не будет иметь удовольствия. И все это место от слов: //«доколе не померкли солнце, и луна, и звезды»//, до того места, где Писание говорит: //«и возвратится прах в землю свою, как он был, и дух возвратися к Господу, Который дал его»//, – объясняют в отношении к судьбам своей исторической жизни. Так как толкования эти, как мы выше сказали, сложны и пространны, то мы коснемся их сжато и кратко. Итак, веселись, Израиль, в юности твоей и делай то или то, о чем уже сказано, пока не наступил плен, пока не отступила от тебя честь и слава твоя и не отняты святые твои (которых хотят они разуметь под солнцем луною и звездами); пока не пришёл Навуходоносор или Тит, сын Веспасиана, призванный пророками, и пока не исполнились их пророчества, – не исполнились в тот день, когда удалятся ангелы, стражи храма, и смутятся все самые крепкие в войске твоем, когда умолкнут слова учителей и померкнут пророки, обычно получавшие с неба свет видений своих, когда заключатся двери храма и унижен будет Иерусалим, и придет Халдей, накликанный голосом Иеремии, как бы пением птицы, и умолкнут дщери песни – хоры поющих в храме; в то время, когда приходящие в Иерусалим, даже самые враги, убоятся величия Божия и устрашатся погибели Сеннахериба на пути сомнительном [[old:is:37:start|(Ис. 37)]]; ибо это разумеют они в сказанном: //«и от высоты убоятся и устрашатся на пути»// [[old:ekl:12:05|(Еккл. 12:5)]]. В те дни //«зацветет миндаль»//, – тот посох или жезл, который Иеремия видел в начале своего пророчества, и //«отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс»//, – содружество Бога с Израилем. Что значит //"каперс"//, объясним подробнее, когда будем говорить о всем порознь. Все это произойдет с Израилем потому что отойдет человек в дом вечности своей и помощью Божьею возвратится на небо, и при отходе его в дом свой окружат его на улице плачущие и рыдающие, окруженные вражескою осадою. Итак, веселись, Израиль, в юности твоей, //«доколе не порвалась серебряная цепочка»//, то есть пока слава ваша с вами, //«доколе не разорвалась золотая повязка»//, – доколе, то есть, не отнят ковчег завета; пока «не разбился кувшин у источника и не обрушилось колесо над водоемом», – пока, то есть во Святом Святых есть заповеди закона и благодать Святаго Духа, пока ты не возвратишься в Вавилон, откуда ты вышел в чреслах Авраама, пока не будешь ты под игом в Месопотамии, откуда некогда вышел, и пока всякая благодать пророчества, какою некогда ты был вдохновлен, не возвратится к своему Подателю. Вот как и до сих пор объясняют это Иудеи, применяя к себе смысл этого отдела. А мы, возвращаясь к прежнему порядку толкования, постараемся объяснить все в отдельности. //«Веселись, юноша, в юности твоей, и да будет во благе сердце твое во дни юности твоей, и ходи в путях сердца твоего и по видению очей твоих. И знай, что за все это приведет тебя Бог на суд»//. Говорил, что свет мира сего весьма сладок, что человек должен радоваться во дни жизни своей и со всякою заботою срывать удовольствия, потому что наступит ночь вечной смерти, когда нельзя пользоваться собранным, и потому что все, что мы имеем, приходит как тень. С тем же увещанием и теперь обращается к человеку и говорит: о юноша, прежде чем настанет для тебя старость и смерть, веселись в юности твоей и бери, пользуйся как угодно предметами мира, всем, что кажется тебе добрым для сердца и приятным по виду. Но, чтобы не подумали, что говоря это, он призывает человека к наслаждениям и склоняется к учению Епикура, отклоняет это предположение, присовокупляя: //«и знай, что за все это приведет тебя Бог на суд»//. Пользуйся, говорит, предметами мира так, чтобы помнить, что в конце концов ты будешь судим. //«И удаляй гнев от сердца твоего, и устраняй злое от плоти твоей, потому что юность и глупость – суета»//. В понятии гнева обнимает все волнения духа, а злым плоти обозначает все телесные наслаждения. Итак, пользуйся, говорит, благами мира сего так, чтобы не грешить пожеланием ли или плотью. Оставь прежние пороки, которыми в юности служил ты суете и глупости, потому что юность соединена с неразумием. И помни Создателя твоего во дни юности твоей, доколе не пришли дни злые и не приблизились годы, в которые ты будешь говорить: «нет мне в них удовольствия». Всегда памятуй о Создателе твоем и так проходи путь юности твоей, чтобы помнить о конечной смерти, пока не наступит для тебя то время, когда постигнут тебя различные горести. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"** Если приходит несчастье, приносящее лишения, настают годы, в которых нет тебе удовольствия. Ведь никто не желает понести наказание. Если наступают годы обетованного [блага], добродетельные люди получают в продолжение их удовольствие; и желают они насладиться обетованным [благом], приложив труды к тому, что принесет его. Так сластолюбцы, а тем самым и те, кто признают лишь чувственные вещи, не испытывают наслаждения во времена лишений, а удовольствуются во время благоденствия. Стало быть, удовольствие праведного [обретается и] в тех временах, когда происходит возмездие. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"** Два главнейших условия человеческого счастья — делание добра и здоровое наслаждение жизнью возможны лишь тогда, когда соединяются с религиозным настроением, с чувством полной преданности Богу. Вне религиозного настроения наслаждение жизнью неизбежно принимает извращенный вид и приводит в конце концов к тяжелому разочарованию; точно также и нравственная деятельность человека теряет свою разумность, свою цель, как скоро в явлениях мира и жизни человек ничего не видит, кроме действия слепого случая. Вот почему Екклезиаст в своем последнем увещании призывает читателя к постоянному памятованию о Боге, как Творце мира, как Первопричины всего существующего, к памятованию в течение всей жизни, а не в пору лишь старости, когда и душа и тело ощущают уже быстрое наступление вечной ночи — смерти. **Доколе не пришли тяжелые дни**, буквально: //«дни зла»//, не дни загробного существования, как в [[old:ekl:11:08|Еккл. 11:8]], а дни старости, дни физического и психического упадка. **//Толковая Библия.//** [<10>]