[<10>] ====== Толкования на Еккл. 12:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Суета сует, сказал Екклесиаст, все - суета** Послушай, что говорит Соломон, который на деле испытал значение настоящих вещей. //Построил себе домы//, - говорит он, - //посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи, сделал себе водоемы, собрал себе серебра и золота, завел у себя певцов и певиц, также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех// [[old:ekl:02:04|(Еккл. 2:4-7)]]. Никто не был столько предан наслаждению, никто не был так славен, так мудр, так могуществен, никто не видел, чтобы все так шло по его желанию. Что же? Ничто из этого не принесло ему пользы, ибо что говорит он после всего этого?//Суета сует//, - говорит,- //все суета!// [[old:ekl:01:02|(Еккл. 1:2)]]. Не просто суета, но суета по преимуществу. Последуем ему, умоляю вас, - ему, изведавшему все на опыте; последуем ему и обратимся к тому, в чем нет суеты, где истина, где все постоянно и неизменно, где все создано на камне, где нет ни старости, ни изменяемости, где все цветет, где все исполнено силы, где ничто не ветшает и не стареет, и не приближается к разрушению. Возлюбим, умоляю вас, преискренне Бога - не из страха геенны, а из желания приобрести Царство. В самом деле, скажи мне, что может равняться с созерцанием Христа? //**Гомилии на 1-е послание к Тимофею.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Суета сует, сказал Екклесиаст, все - суета** См. Толкование на [[old:ekl:12:06#blzh_ieronim_stridonskij|Еккл. 12:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **Суета сует, сказал Екклесиаст, все - суета** Понятно, что Екклезиаст не мог находить полного утешения в такой вере в загробную жизнь человека и не имел оснований отказаться от своих рассуждений о суетности жизни. Напротив, он видел здесь новое и самое сильное доказательство ее. Поэтому, в своем заключительном слове он снова повторяет: **суета сует, все суета**. Лишь радостная весть Нового Завета могла освободить человека от суеты и дать ему надежду на вечное блаженство. В то время как до сих пор все речи велись от лица Екклезиаста, который повсюду говорит о себе в первом лице, в ст. 9–14 мы слышим уже другое лицо, которое отличает себя от Екклезиаста, говорит о нем в третьем лице и как бы одобряет его рассуждения. Однако это не значит еще, что конец 12-ой главы составляет позднейшую приписку. Эпилог написан тем же языком и проникнут тем же духом, что и вся книга. Отсюда, у нас нет оснований искать для него другого автора, отличного от составителя всей книги. **//Толковая Библия.//** [<10>]