[<10>] ====== Толкования на Еккл. 12:11 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря** Также и праведные проповедники имеют обыкновение чинить своим слушателям нападки, порицая их, имеют обыкновение распекать по поводу их пороков, браня их. Почему написано: **Слова мудрых - как иглы и как глубоко вбитые гвозди** [[old:ekl:12:11|(Еккл. 12:11)]]. Их слова прямо названы **гвоздями**, поскольку не знают обращения нежного с грехами сбивающихся [с праведного пути], но пронзают их. Разве не были **гвоздями** слова Иоанна Крестителя, когда он говорил: //Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?// [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7)]]? Не **гвозди** ли слова Стефана, сказавшего: //Вы всегда противитесь Духу Святому// [[new:act:07:51|(Деян. 7:51)]]? А слова Павла, когда он сказал: //О, несмысленные галаты! кто прельстил вас// [[new:gal:03:01|(Гал. 3:1)]]? И опять же, когда он обращался к коринфянам: //Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?// [[new:1kor:03:03|(1 Кор. 3:3)]]. //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря** Итак, пускай твои проповеди будут струиться и будут ясными и понятными, чтобы в нравственном рассуждении ты наполнял сладостью уши людей, и благодатью слов твоих ласкал народ, дабы он последовал, куда ты пожелаешь. Если же или в народе, или в отдельном человеке есть упрямство или порок, пускай проповеди твои любым способом, который может только уязвить слушающего, жалят того, кто чувствует за собой вину. Ибо **слова мудрых - как иглы** [[old:ekl:12:11|(Еккл. 12:11)]]. И Господь Иисус уязвил Савла, когда последний был гонителем. И посмотри, настолько благотворным был рожон, который из преследователя соделал апостола: //Трудно тебе идти против рожна// [[new:act:09:05|(Деян. 9:5)]]. //**Письма.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря** Слова мудрых как рожны и как гвозди, вбитые вверху, составителям они даны от единого Пастыря. Чтобы не показалось, что после закона Божия, он вдруг выступает дерзновенным учителем и принимает на себя учительство, которое и Моисей принял не столько добровольно, сколько сначала вследствие гневного повеления, а потом вдохновения Божия, – говорит, что слова его – слова мудрых, которые согрешающих наказывают на подобие рожнов и леностные шаги смертных возбуждают как колючие шпоры, что они крепки как гвозди вбитые в высокое и твердое место, и провозглашаются не во имя авторитета одного, а от собора и с согласия всех учителей. И чтобы не пренебрегали человеческою мудростью, говорит, что она дана от единого Пастыря, то есть, что хотя учителей очень много, но виновник учения один – Господь. Место это говорит против тех, которые признают иного Бога Ветхого Завета и иного Бога Евангелия, свидетельствуя что единый Пастырь вразумил весь собор мудрых. А мудрые – это как пророки, так и апостолы. Вместе должно заметить и то, что говорится, что слова мудрых колют, а не ласкают, не нежно касаются пороков, но, как мы выше сказали, согрешающим и медлительным на покаяние причиняют боль и раны. Итак, если чье слово не колет, а служит к удовольствию слушателей, то это не есть слово мудрого. Ибо слова мудрых как рожны: они призывают согрешившего к обращению, они тверды, даны от собора святых и сообщены от единого пастыря и основаны на крепком корне. Думаю, что этим-то рожном прободенный на пути заблуждения не Павел, а еще Савл, услышал: //«жестоко ти есть противу рожну прати»// [[new:act:09:05|(Деян. 9:5)]]. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Ориген ===== **Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря** Сладостно также постигать и наблюдать согласие двух Заветов - того, который был дан до прихода Спасителя во плоти, и Нового; ибо там, где соглашаются два Завета так, что ничто в одном из них не противоречит другому, можно видеть сбывшуюся молитву, ибо говорится, что о каком бы деле они не попросили, будет им от Отца Небесного. Если же ты хочешь найти третьего, который привел в согласие эти два, без робости говори, что это Дух Святой, ибо **слова мудрых** (и до воплощения, и во время него, и после) **как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря** [[old:ekl:12:11|(Еккл. 12:11)]]. //**На Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря** См. Толкование на [[old:ekl:12:10#lopuxin_ap|Еккл. 12:10]] [<10>]