[<10>] ====== Толкования на Есф. 3:13 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить** //II-е добавление к книге: текст указа Амана против иудев// Добавление II-е содержит текст указа Амана против иудеев, в дополнение к простому лишь упоминанию подлинника об этом указе в данном и дальнейших стихах. Имя народа, осужденного на истребление, в указе прямо не называется: однако о нем легко догадаться уже по характеристике его в указе (прямо он называется в [[old:esf:03:06|Есф. III:6]], [[old:esf:03:10|10]] и [[old:esf:04:03|Есф. IV:3]]). Для тех, кто получал этот указ к сведению и исполнению, имя народа – надо полагать – было названо и прямо, в каких-либо дополнительных инструкциях, а может быть, и в самом указе, настоящем, подлинном. "Cоуправление" – (συναρχίαν) – т.е. царя с Аманом. Царь позволяет определить таким образом свои отношения к Аману в угоду ему и не в ущерб своей самодовлеющей и неограниченной власти, подобно тому как далее усвояет ему почетный титул "второго отца нашего", выражаясь применительно к тому, чем должен быть, по воле царя, Аман для его подданных. Днем избиения иудеев греческий текст указа называет 14-е число адара, между тем еврейский оригинал книги везде указывает 13-е число [[old:esf:03:13|(Есф. III:13]]; [[old:esf:08:12|Есф. VIII:12]]; [[old:esf:09:01|Есф.IX:1)]]. Эта неопределенность могла явиться или от недостаточной осведомленности самого предания, или от отсутствия подлинной редакции указа. По обычному преданию иудеев, днем избиения вспоминается 13-е число, 14-е же и 15-е число празднуются как праздники освобождения от 13-го, хотя могло быть и то, что 14-е число, предназначенное к избиению иудеев, стало праздником, как день спасения от этого избиения. [<10>]