[<10>] ====== Толкования на Есф. 7:10 ====== ===== Свт. Тихон Задонский ===== **И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих** Как //«Бог гордым противится»// [[new:iak:04:06|(Иак. 4:6)]], показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие слово представляет, дабы мы, взирая на них, всеми силами береглись от мерзкого и душепагубного этого порока... Возвысился Аман, первый советник персидского царя Артаксеркса, – и повешен на древе, которое неповинному израильтянину Мардохею уготовил было. ---- Зависть и тех, которыми обладает, к бедственному приводит концу. Ибо, кроме того, что вечному мучению повинными их делает, и временному бедствию подвергает. Так Каин стенает и трясется [[old:gen:04:12|(Быт. 4:12)]]; Аман, вознесенный на дерево, которое Мардохею израильтянину готовил, погибает. Поэтому святой Златоуст говорит: «Завистливый, желая погубить иного, и самого себя губит» (Беседа 55 на евангелиста Иоанна). Но, хотя бы не было какого-то другого внешнего бедствия завистливому, довольно ему внутреннего, довольно того, что внутри снедается, мучается и терзается собственным мучителем. ---- Оскорбления причиненного не возвратить, а мстить немалого труда требует, да и то, может быть, не удастся. Ибо часто бывает, что хотящие мстить не только желаемого не получают, но и в большие беды впадают и в ту яму, в которую ближнего хотят низринуть, сами нечаянно падают. Так Аман сам погиб на том дереве, которое неповинному Мардохею приготовил было. **//Творения.//** ===== Свт. Дмитрий Ростовский ===== **И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих** Не надмевайся сердцем в гордыне твоей и не величайся человеческим предпочтением, считая себя великим, но вменяй сие за сонное мечтание. Ибо человеческое почитание непостоянно и весьма превратно... Почтен был от царя Артаксеркса больше всех князей Аман — и скоро был повешен. Так внезапно изменяются благополучие мирское и почитание человеческое! **//Творения.//** ===== Свт. Филарет Московский (Дроздов) ===== **И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих** Да не смущается верующий, когда злочестивый торжествует, гонит его добродетель, посмеивается над его верованиями и хулит его Бога. Нечестивый - это слепец, которого нечистые страсти волнуют и низвергают в бездну в ту самую минуту, когда ему кажется, что он достиг всего, чего желал. Он ослепил сам себя, он не знает, куда идет, и в ту самую минуту, когда мечтает быть на пути к славе и счастью, Премудрый Бог в праведном гневе Своем попускает ему обретать наказание себе в самом беззаконии своем; меч, который он дерзко подъемлет над главою тех, коих вся вина в том, что они мешают его честолюбию, алчности в корысти и плотоугодию, упадает на него самого в поучение народам и семействам, что есть Провидение, которое внимает воплям угнетенной невинности и видит неправды нечестивого себялюбия. **//Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями.//** ===== Рабан Мавр ===== **И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих** В Притчах написано: //Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится// [[old:pr:26:27|(Притч. 26:27)]]. Так и Аману пришлось взойти на крест, который он приготовил для Мардохея. //**Толкование на Книгу Есфири**//. ===== Лопухин А.П. ===== **И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих** Быстрое решение участи Амана едва ли можно допустить и признать естественным, не предположив, как упомянуто выше, уже ранее начавшегося разочарования царя в Амане. **//Толковая Библия.//** [<10>]