[<10>] ====== Толкования на Есф. 8:3 ====== ===== Рабан Мавр ===== Ст. 3-8 **И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Вугеянина и замысел его, который он замыслил против Иудеев. И простер царь к Есфири золотой скипетр; и поднялась Есфирь, и стала пред лицем царя, и сказала: если царю благоугодно, и если я нашла благоволение пред лицем его, и справедливо дело сие пред лицем царя, и нравлюсь я очам его, то пусть было бы написано, чтобы возвращены были письма по замыслу Амана, сына Амадафа, Вугеянина, писанные им об истреблении Иудеев во всех областях царя; ибо, как я могу видеть бедствие, которое постигнет народ мой, и как я могу видеть погибель родных моих? И сказал царь Артаксеркс царице Есфири и Мардохею Иудеянину: вот, я дом Амана отдал Есфири, и его самого повесили на дереве за то, что он налагал руку свою на Иудеев; напишите и вы о Иудеях, что вам угодно, от имени царя и скрепите царским перстнем, ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить** Итак, Есфирь падает к ногам царя и просит его о спасении народа своего. Это ясно обозначает, что святая Церковь, которая смиренно изо дня в день молит Всемогущего Господа о спасении чад её через веру и таинство воплощения Единородного Сына, дабы благодатью Господа смирить надменных врагов её и освободить от рук их невинных верующих. Царь Небесный протягивает золотой скипетр к молящей царице, ибо Он обильно одаривает её кротостью Своей милости. Она просит, чтобы старый указ бесчестнейшего Амана заменён был новым. Верно, таково стремление истинной царицы - чтобы всякое учение заблуждения, любые замыслы противников, которые древний враг приготавливает через своих служителей для уничтожения народа Божьего, были опровергнуты и расстроены спасительными письменами Евангелия. //**Толкование на Книгу Есфири**//. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-8 **И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Вугеянина и замысел его, который он замыслил против Иудеев. И простер царь к Есфири золотой скипетр; и поднялась Есфирь, и стала пред лицем царя, и сказала: если царю благоугодно, и если я нашла благоволение пред лицем его, и справедливо дело сие пред лицем царя, и нравлюсь я очам его, то пусть было бы написано, чтобы возвращены были письма по замыслу Амана, сына Амадафа, Вугеянина, писанные им об истреблении Иудеев во всех областях царя; ибо, как я могу видеть бедствие, которое постигнет народ мой, и как я могу видеть погибель родных моих? И сказал царь Артаксеркс царице Есфири и Мардохею Иудеянину: вот, я дом Амана отдал Есфири, и его самого повесили на дереве за то, что он налагал руку свою на Иудеев; напишите и вы о Иудеях, что вам угодно, от имени царя и скрепите царским перстнем, ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить** //Просьбы Есфири об отмене Аманова указа// Падением Амана и благодеяниями Есфири и Мардохею - не устранялась страшная участь, угрожавшая иудеям по указу Амана. По персидским законам, раз выпущенный от имени царя указ не мог уже терять свою действительную силу [[old:esf:08:08|(8 ст.)]]. Поэтому царь, уступая просьбам Есфири, должен был придумать лишь такой компромисс, которым бы изданный указ ослабил свои действия, если не совсем парализовал оные. Это он предоставил теперь самим Мардохею и Есфири, дав им право и об иудеях (осужденных на гибель) написать, "**что вам угодно**". Последние слова прямо намекали и уполномочивали написать об иудеях то же самое, что было написано об их противниках, которые в назначенный день должны были с оружием в руках устремиться на иудеев. [<10>]