[<10>] ====== Толкования на Езд. 1:8 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 8-11 **и вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровищехранителя, а он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину. И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей двадцать девять, чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других сосудов тысяча: всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. Все это взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим** Итак, блюда - это плоские чаши, и обозначают они чистоту сердец людей простодушных, не знающих, как таить в себе коварные мысли, но всегда простым языком говорящих о том, что у них на уме. <...> Ножи использовались для разрезания и разделения жертв на правильные количества, так чтобы после подготовки к жертвоприношению часть была поглощена огнём на алтаре, а часть отдана на пользование приносивших жертву священников и левитов. [Эти ножи] указывают на тех людей в Церкви, которые обладают благодатью различения, которые в совершенстве знают, как различить жертву спасения, то есть Христа. <...> Чаши, то есть сосуды для питья, образно выражают тех, кто обычно опьянены горящей внутри них любовью. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровищехранителя, а он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину** Сосуды передаются князю Иудину Шешбацару, который в [[old:ezd:01:11|I, 11]] и [[old:ezd:05:14|V, 14-15]] представляется главой возвращавшихся при Кире иудеев, областеначальником в Палестине и основателем Иерусалимского храма. Но вместе с этим в других местах кн. Ездры ([[old:ezd:02:02|II, 2]]; [[old:ezd:03:02|III, 2]]; [[old:ezd:04:02|IV, 2]]), в кн. Неемии ([[old:neem:07:07|VII, 7]]), а также у пророка Аггея ([[old:ag:01:01|I, 1-14]]) и Захарии ([[old:zah:04:09|IV, 9]]), предводителем первого каравана иудеев, основателем дома Господня ([[old:zah:04:06|Зах IV, 6]]) и правителем Иудеи (Аггея ([[old:ag:01:01|I, 1-14]]) называется Зоровавель, сын Салафиилов. Отсюда возникает вопрос: кто был упоминаемый в [[old:ezd:01:08|I, 8]], [[old:ezd:01:11|11]] и [[old:ezd:05:14|V, 14-15]] Шешбацар и в каком отношении стоял он к Зоровавелю? Многие исследователи считают Шешбацара особым лицом, отличным от Зоровавеля, и полагают, что это был персидский чиновник, назначенный служить представителем персидской власти в Иудее и поставленный князем иудейским (Штаде, Розенцвейг, Сменд). По окончании своей миссии Шешбацар будто бы был отозван к персидскому двору и место его занял Зоровавель. Другие исследователи, также отличая Шешбацара от Зоровавеля, склонны считать его не персом, а иудеем, Так, Мейер (Entstechung I. S. 79), Имберт, Ренан (см. у Бертолета) отождествляет Шешбацара с упоминаемым в [[old:1par:03:18|1 Пар III, 18]] Шенацаром, сыном Иехонии; Никель (Wiederherst j. G. S. 50) считает Шешбацара просто выдающимся израильтянином, может быть, отдаленным родственником царского дома, а Селлин (Serubabel S. 7; Entst I I, 239; II, 35) склонен видеть в Шешбацаре самого Иехонию. Более справедливым, однако, нужно признать взгляд тех библиологов, которые считают Шешбацара за одно лицо с Зоровавелем, носившим, таким образом, два имени (Евальд, Келер, Кюенен, М. Филарет, Попов). Основания этого взгляда следующие: **1)** В [[old:ezd:01:08|1 Езд I, 8]] Шешбацар называется "князем иудейским". Следовательно, он был иудеем и именно потомком Давида. А в период возвращения иудеев из плена потомком Давида, как видно из [[old:ezd:03:02|1 Езд III, 2]], [[old:ezd:03:08|8]]; [[old:ezd:05:02|V, 2]]; [[old:ag:01:14|Агг I,14]]; [[old:ag:02:02|II, 2]], был только Зоровавель, с которым поэтому и нужно отождествлять Шешбацара. **2)** В [[old:ezd:01:11|1 Езд I, 11]] о Шешбацаре сообщается, что он отправился вместе с переселенцами из Вавилона в Иерусалим, а в [[old:ezd:05:16|V, 16]], что он //положил основание дома Божьего//. Та же самая деятельность усвояется в [[old:ezd:02:02|1 Езд II, 2]]; [[old:ezd:03:08|III, 8]]; [[old:zah:04:09|Зах IV, 9]] Зоровавелю — Очевидно, библейские писатели считают Шешбацара и Ездру **(так в тексте - Ред)** за одно лицо, **3)** В [[old:ezd:05:14|1 Езд V, 14]] Шешбацар называется //pecha//, а у [[old:ag:01:01|Агг. I, 1]], [[old:ag:01:14|14]]; [[old:ag:02:02|II, 2]] этот титул и для того же самого исторического момента усвояется Зоровавелю. Что касается значения приведенных имен, то оно не совсем ясно. Имя Зоровавель, вероятно, происходит от евр. //zeru// и //babel// и означает в русском переводе "рожденный в Вавилоне". Имя Шешбацар ([[old:2ezd:02:12|2 Езд II, 12]] — Саманассар) считается или вавилонским — Sin-bal-usur или Samas-bal-usur, Самас, Син защищает сына — или персидским (Риссель, Кепер). Об обычае давать по два имени известно и из кн. Даниила. [<10>]