[<10>] ====== Толкования на Езд. 3:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия** Лучше же пусть они научатся у тебя, ибо ты любослов, что священник Иисус, сын Иоседеков, и братья его, и мудрый Зоровавель, сын Салафиилов, и священник и книжник закона Ездра, когда после пленения был созидаем храм и настал праздник Кущей (а это был великий праздник и торжество, и молитвенный день в Израиле), собрали вместе народ на площади первого притвора, обращенного к востоку, и приготовили жертвенник Богу, и там принесли жертвы, и там совершили праздник. А после таким же образом приносили жертвы в субботы и новомесячия, и народ возносил свои молитвы. И Писание ясно говорит, что все это совершалось, а храм Божий еще не был построен, но, когда они молились таким образом, созидание храма шло успешно. И ни молитвы не встречали препятствия от ожидания дня освящения, ни молитвенные собрания не мешали освящению, но и народ молился таким образом, и когда все здание было завершено, они совершили освящение, принесли жертвы в обновление храма, и все праздновали окончание дела. **//Апология к императору Константину.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия** Типологически в этом фрагменте основание храма Божьего указывает на образ тех, кто недавно обратились в веру и приготовляют место или убежище в сердцах своих и телах для Господа, как говорит апостол: //Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?// [[new:1kor:06:19|(1 Кор 6:19)]]. И ещё: //Верою вселиться Христу в сердца ваши// [[new:ef:03:17|(Еф 3:17)]]. Соответственно, пришедшие после освобождения из плена в Иерусалим восстанавливать храм, что трудами позже и было достигнуто, сначала воздвигли жертвенник и вверились Господу, принося ежедневные жертвы всесожжения, чтобы таким путём очиститься и заслужить [возможность] начать работу по строительству храма. Так же и в духовном созидании необходимо, чтобы [человек], решивший учить других, сначала научил себя. [Необходимо], чтобы стремящийся наставлять ближних в том, как бояться и любить Бога, сам сначала удостоился [права] учительства ревностным служением Богу. А то случится ему услышать от апостола: //Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь?// [[new:rim:02:21|(Рим 2:21-22)]]. Потому и говорит апостол о самом себе: //Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным// [[new:1kor:09:27|(1 Кор 9:27)]]. И надлежащим образом обнаруживается, что потомки изгнания не приносили Богу никакие другие жертвы, кроме жертв всесожжения... потому что живущий во зле, но желающий учить других избегать недозволенного, должен целиком предать себя своему Творцу - через праведный образ жизни и воздержание даже от дозволенного. Тогда он сможет не только заслугой добрых дел обрести обильную помощь с небес в проповеди, но и самим примером этих дел воодушевить слушающих его с большей отдачей следовать тому, чему он учит. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия** Все нужное для постройки алтаря, без сомнения, было приготовлено заранее; поэтому постройка могла окончиться в один день и в присутствии собравшегося народа. Под братьями Зоровавеля, которые наряду с Иисусом и священниками называются руководителями постройки, должно разуметь представителей общины, глав семейств. [<10>]