[<10>] ====== Толкования на Езд. 3:7 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **И стали выдавать серебро каменотесам и плотникам, и пищу и питье и масло Сидонянам и Тирянам, чтобы они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яфу, с дозволения им Кира, царя Персидского. Во второй год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во второй месяц Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов от двадцати лет и выше для надзора за работами дома Господня** //Начало постройки храма в Иерусалиме// Вслед за построением жертвенника стали приготовлять материал для построения храма и во второй год по возвращении (т.е. в 536) совершена была заклада храма Этому свидетельству рассматриваемого места, по-видимому, противоречат другие библейские указания. Так, пророк Аггей, выступивший во 2-й год Дария Гистаспа, упоминает о том, что в его время храм был chorev, в запустении ([[old:ag:01:04|1,4]]); народ говорил: "не время строить дом Господень" ([[old:ag:01:02|1,2]]), и сам пророк поэтому должен был обратиться к иудеям с призывом: "взойдите на гору и носите дерева и стройте храм" ([[old:ag:01:08|1,8]]). Только после этой речи Зоровавель и Иисус, по словам пророка Аггея, "пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа" ([[old:ag:01:14|1,14]]). На основании (главным образом) приведенных свидетельств пророка Аггея Шрадер, (Die Dauer zweiten Tempelbaues. Theol. Stud. und Kritik 1864.S.460-504), а за ним целый ряд ученых, полагают, что закладка храма совершена была не во второй год по возвращении из плена (536 до Р. X.), а во второй год Дария Гистаспа, когда выступил пророк Аггей (520-519 до Р.Х.). Ввиду свидетельств Аггея указания [[old:ezd:03:07|1 Езд III, 7-8]] считаются недостоверными. Однако, едва ли свидетельства пророка Аггея противоречат [[old:ezd:03:07|1 Езд III, 7-8]]. Слово chorev, употребленное пророком о храме ([[old:ag:01:04|1,4]]), не означает того, что храм отсутствовал (chorev - пустой, порожний). Как можно заключить из противоположения дома Господня украшеным (sephunim - обшитые досками) домам самих иудеев, словом chorev пророк указывает только на недоконченность постройки. Равным образом, употреблявшаяся современниками пророка поговорка: //не пришло еще время, не время строить дом Господень// имеет не тот смысл, что иудеи до 520 г. не начинали постройки, "считая себя еще находящимися под гневом Божьим" (Велльгаузен). Указанной поговоркой иудеи хотели объяснить приостановку в постройке храма и оправдать свое равнодушие к этому делу, явившееся естественным следствием тех препятствий, которые пришлось преодолевать бедной и слабой общине. Ввиду этого и приглашение пророка Аггея: //взойдите на гору и носите дерева и стройте дом// ([[old:ag:01:08|1,8]]) должно быть понимаемо как приглашение к продолжению постройки, а не к началу ее. Пророк употребляет в данном месте не глагол //jasad// основывать, как [[old:ezd:03:06|1 Езд III, 6]], а более общий //banah// строить. Кроме того, пророк говорит о древесном материале ("носите дерева"), который нужен для продолжения постройки, а не о камне, нужном для закладки фундамента. Таким образом, кн. пророка Аггея не опровергает свидетельства рассматриваемого нами места о закладке храма при Кире во второй год по возвращении иудеев, Этот факт подтверждается и [[old:ezd:05:15|1 Eзд V, 15-16]], где в свидетельстве из времени Дария, после упоминания об указе Кира касательно построения храма (ст. 15) замечается: тогда (т.е. в правление Кира) Шешбацар тот (Зоровавель) пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме, и с тех пор доселе (т, е. до времени Дария) он строится и еще не окончен". [<10>]