[<10>] ====== Толкования на Езд. 7:6 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним** И вот Ездра, который назван книжником, сведущим в законе Моисеевом, за восстановление утраченного закона, не только переписал закон, но и, как принято считать по идущей от наших предков традиции, установил порядок следования [книг] Священного Писания, который тоже был уничтожен огнём. Он расположил их, как он полагал, в соответствии с потребностями читателей. И даже именем своим, которое означает «помощник», Ездра являет явный образ Господа. Ведь именно благодаря Ему одному верующий народ постоянно освобождается от невзгод, словно из Вавилонского плена [возвращается] в свободу Иерусалима, переходит от «смешения» пороков к «миру» и безмятежности добродетелей по мере продвижения шаг за шагом в достойном делании. Во втором из псалмов восхождения псалмопевец восклицает всем тем, кто стремятся к горнему, говоря, под Чьим водительством должно идти: //Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю// [[old:ps:120:02|(Пс 120:2)]]. И в делах своих Ездра был образом Господа, ибо он сам вывел немалую часть народа из плена в Иерусалим, и в то же время перенёс деньги и посвящённые Богу сосуды во славу храма, и когда своей властью первосвященника отлучил народ свой от иноплеменных жён. Что всё это означает в отношении того, что Господь делает в Церкви и что намерен сделать, ясно просвещённому читателю, но мы должны позаботиться и о том, чтобы это было доступно и менее образованным. Тот факт, что Ездра исходит из Вавилона и некоторые сыны израильские и потомки священников и левитов идут вместе с ним, означает милостивое попечение нашего Искупителя: Он, явившись во плоти, вошёл в «смешение» мира сего, хотя Сам не имел никакого греха, дабы, вернувшись, освободить нас от всякого «смешения» и ввести нас за Собой в безмятежность небесного «мира». **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним** //Он был книжник, сведующий// (sopher mahir) //в законе Моисеевом//. В древнейших библейских книгах слово книжник (sopher) означает писца и употребляется в качестве названия государственной должности (ср. [[old:2ts:08:17|2 Цар VIII, 17]]; [[old:4ts:12:10|4 Цар XII, 10]]). В позднейшей письменности sopher означает ученого, законника (ср, [[old:ier:08:08|Иер VIII, 8]]) и употребляется иногда в качестве почетного титула (ср. [[old:ezd:07:11|1 Езд VII, 11]]). Некоторые экзегеты, считая неудобным в устах самого Ездры приведенный почетный титул, признают его позднейшей вставкой. Но в употреблении этого титула нельзя видеть "непристойную хвастливость" (Шрадер, Блек) со стороны Ездры уже потому, что титул усвояется Ездре в царском указе и в данном месте является в его устах выдержкой из указа. [<10>]