[<10>] ====== Толкования на Езд. 9:1 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев** Вина этого преступления ясно описана и у пророка Малахии и подтверждена авторитетом пророка. По возвращении из вавилонского плена не только вожди, священники и левиты, но и остальной народ оставили своих жён, бывших израильтянками, истощённых и не способных работать в силу бедности и лишений слишком долгого путешествия, а также слабости пола - [в результате всего] тела их стали слабыми и непривлекательными. И тогда они стали заключать браки с иноплеменницами, либо в силу того, что те заботились о своём теле, либо потому, что были дочерьми влиятельных и состоятельных людей. Надо понимать, что это были не те израильтяне, которые пришли с Ездрой, а пришедшие из плена ещё с Зоровавелем и Иисусом. Ибо пришедшие с Ездрой не могли столь стремительно отказаться от учения такого великого вождя и наставника, чтобы, не пробыв на родине и пяти месяцев, оставить собственных жён и взять иноплеменных. Скорее, надо понимать так, что эти начальствующие, сообщившие обо всём Ездре, были из числа тех, кто опасались осудить преступление. И не стоит удивляться, когда говорится, что это преступление совершил народ Израиля со священниками и левитами, хотя раньше пришли преимущественно [сыны] Иуды и Вениамина, а не десять колен, которые звались Израилем. [Как говорит Иероним,] следует знать, что, когда Израиль (то есть десять колен) уведён был в плен, два колена - Иуды и Вениамина - без различия также назывались прежним именем Израиль. Потому в этом стихе **народ Израилев** не следует интерпретировать как десять колен (в противоположность Иуде и Вениамину), но как общее обозначение народа Божьего (в противоположность соседним народам), который осквернил своё небесное имя союзом с другими народами. И пророк Малахия, которого евреи принимают не за кого иного, как самого Ездру, тоже упоминает об этом преступлении в книге пророчеств: //Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу// [[old:mal:02:11|(Мал 2:11-12)]]. Когда он здесь упоминает Иуду, то ясно даёт понять, что народ первого возвращения участвовал в этом преступлении. А добавив: //У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего//, он показал словами «бдящего на страже» и «отвечающего», что и правители и подчинённые осквернены были этим грехом и что, если они не переменятся, то окажутся истреблёнными из общества святых. А говоря о приносящем жертву Господу Саваофу, он предупреждает, что напрасно предлагают Господу жертвы те, кто грехом покоряются дьяволу. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев** //Получение Ездрой сведений о существовании браков с иноплеменницами// //По окончании сегo//. Неопределенное указание, имело тот смысл, что после описанных ранее событий произошло вскоре и то, о чем говорит писатель далее. Из того, что Ездре о существовании смешанных браков было сообщено //другими//, и из описания сильного впечатления, произведенного на Ездру этими сообщениями ([[old:ezd:09:03|ст. 3-5]]) можно также заключать, что событие, описанное в [[old:ezd:09:start|гл. IX]], совершилось вскоре по прибытии Ездры в Иеруалим. - //Не отделились от народов с мерзостями их//, - точнее с евр, //в виду мерзостей их//. Из перечисления языческих народов, делаемого в [[old:ezd:09:01|1 ст.]], нельзя заключать, что ханаанские народы существовали еще в то время: перечисление делается по образцу Пятикнижия (ср. [[old:vtor:07:01|Втор. VII, 1-11]]). Законом Моисеевым запрещались браки только с хананеянками ([[old:ish:34:12|Исх XXXIV, 12-16]]; [[old:vtor:07:08|Втор VII, 8]] и д.; [[old:sud:03:05|Суд III, 5]] и д.). Нарушение этого закона в описываемый период в значительной мере вызывалось необходимостью, так как при переселениях и колонизации всегда число мужчин превосходит число женщин. [<10>]