[<10>] ====== Толкования на Быт. 1:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом, и между тмою** **И виде Бог свет, яко добро**. Можем ли мы сказать что-нибудь достаточное в похвалу света, когда он предварительно имеет о себе свидетельство Сотворившего: **яко добро**? И в наших делах разум предоставляет судить глазам, когда не может ничего сказать с такою же силою, с какою предварительно свидетельствует чувство. Но если красота тела состоит во взаимной соразмерности частей и в наружной доброцветности, то как понятие красоты удерживает место в свете, который по природе прост и однороден? Не потому ли, что свету приписывается соразмерность, не в отношении к собственным его частям, но в отношении к неболезненному и приятному действию на зрение? Так и золото прекрасно, хотя имеет привлекательность для взора и приятность не по соразмерности частей, но по одной доброцветности. И вечерняя звезда прекраснее всех звезд, не потому что соразмерны части, из которых она состоит, но потому что лучи ее падают на глаза, не производя никакого болезненного ощущения и с приятностью. Сверх того Бог произносит теперь суд о красоте, без сомнения не имея в виду приятности для зрения, но предусматривая пользу света в последствии, потому что глаза и не судили еще о красоте света. **И разлучи Бог между светом, и между тмою**, то есть Бог соделал природу их несоединимою и совершенно противоположною, потому что удалил их друг от друга и отделил великою средою. //**Беседы на Шестоднев. Беседа 2.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом, и между тмою** **И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы**. Ибо подлинно единому Богу свойственно было видеть, что свет будет таким добром; нищета же нашего естества смотрит только на то, что совершилось, а закона, по которому совершается это, ни увидеть, ни похвалить не в состоянии; потому что похвала воздается тому, что познано, а не тому, что не известно. Итак сказано:** и увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы**. Что происходит необходимо по самой последовательности естества в некоем порядке и стройности, Моисей опять приписывает Божией деятельности, научая, как думаю, сказанным, что Божьею премудростию предумышленно все, происшедшее в последствии одно за другим в необходимом некоем порядке. Ибо когда светоносная сущность, рассеянная во вселенной, стеклась к сродному, и вся собралась вокруг себя; тогда, омрачаемая прочим веществом стихий, необходимо затенялась, и эта тень была тьма. //**О шестодневе, слово защитительное брату Петру.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом, и между тмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един** **И разлучи Бог между светом и между тмою.** Что значит: **разлучи**? - Каждому назначил свое место и определил соответственное время. А потом, когда это совершилось, Он уже дает, каждому и соответственное название. **И нарече**, говорит, **Бог свет день, а тму нарече нощь**. Видишь, как это прекрасное разделение и чудное создание, превышающее всякий ум, совершается одним словом и повелением? Видишь, какое показал снисхождение блаженный пророк, или - лучше - человеколюбивый Бог, устами пророка научающий род человеческий тому, чтобы он знал порядок творения, - кто Творец всего и как каждая вещь произошла? Так как род человеческий был тогда еще слаб и не мог понять совершеннейшаго (учения), то поэтому Дух Святый, двигавший устами пророка, говорит нам обо всем приспособительно к слабости слушающих. И чтобы увериться тебе, что Он употребил такое снисхождение в этом повествовании действительно по несовершенству нашего ума, смотри на сына громова, как он, когда род человеческий сделал успехи в совершенствовании, уже идет не этим путем, а другим, ведущим слушателей к высшему учению. Сказав: //в начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово//, он, присовокупил: //бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир// [[new:in:01:09|(Иоан. I, 1, 9)]]. Как здесь этот чувственный свет, произведенный повелением Господа, прогнал видимую тьму, так и духовный свет, прогнал тьму заблуждения и заблуждающих привел к истине. **И нарече,** говорит, (Писание), **Бог свет день, а тму нарече нощь**. Но мы едва не опустили нечто; нужно обратиться назад. После слов: **Да будет свет, и бысть свет**, прибавлено: **и виде Бог свет, яко добро**. Смотри, возлюбленный, какое и здесь снисхождение речи. Неужели до появления света Бог не знал, что он добро, а только уже после его появления воззрение на него показало Создателю красоту сотвореннаго? Какой умный человек может сказать это? Если и человек, занимающийся каким-нибудь искусством, прежде, чем окончить свое произведение, прежде, чем обработает его, знает употребление, для коего полезно это произведение, то тем более Создатель вселенной, приведший словом все из небытия в бытие, знал, еще прежде сотворения света, что он добро. Для чего же (Моисей) употребил такое выражение? Снисходя к обычаю человеческому, блаженный пророк говорит так, как люди, делая что-либо с великою тщательностию и окончив труды свои, уже по испытании произносят похвалу своим произведениям; таким же образом и божественное Писание, снисходя здесь к слабости слуха вашего, говорит: **и виде Бог свет, яко добро**. А потом продолжает: **и разлучи Бог между светом и между тмою, и нарече свет день, и тму нарече нощь**; каждому назначил свое место, каждому с самаго начала поставил пределы, которые они должны навсегда соблюдать ненарушимо. И всякий здравомыслящий может видеть, как с того времени доныне ни свет не преступил своих пределов, ни тьма не вышла из своего места и не произвела какого-либо смешения и нестроения. Уже и это одно достаточно для не желающих оставаться неразумными, чтобы придти к повиновению и послушанию словам божественнаго Писания, - пусть они подражают хотя порядку стихий, неуклонно соблюдающих свое течение, и не преступают своих пределов, но знают, собственную природу. Потом, так как каждому (свету и тьме дано) было особое имя, то, совокупив то и другое в одно, говорит: **и бысть вечер, и бысть утро, день един**. Конец дня и конец ночи ясно назвал одним (днем), чтобы установить некоторый порядок и последовательность в видимом, и не было бы никакого смешения. Научаемые от Святаго Духа устами блаженнаго пророка, мы можем видеть, что сотворено в первый день, и что - в последующие. И это также дело снисхождения человеколюбиваго Бога. Всесильная десница Его и безпредельная премудрость не затруднилась бы создать все и в один день. И что говорю в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал все сущее не для своей пользы, потому что не нуждается ни в чем, будучи вседоволен, - напротив создал все по человеколюбию и благости Своей, то и творит по частям, и преподает нам устами блаженнаго пророка ясное учение о творимом, чтобы мы, обстоятельно узнав о том, не подпадали тем, которые увлекаются человеческими умствованиями. Если уже и после этого есть люди, которые утверждают, будто все произошло само собою, то на что бы не отважились охотники говорить и делать все ко вреду собственнаго спасения, если бы (Бог) не явил такого снисхождения и вразумления? //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 3.**// ---- Видишь, возлюбленный, как прямо и решительно выражается Писание? **И увидел Бог, что он хорош**. Прежде, чем явился свет, Бог знал, конечно, его свойства, знал, что он хорош, а говорит так с тою целью, чтобы обратить наше внимание на могущество и величие Создателя. Ведь, если бы свет не был добром, то Господь и не сотворил бы его, не разграничил бы его с тьмою; если бы он не был любезен Ему, то и не получил бы наимено­вания света, в противоположность тьме — ночи, с тем, чтобы им именно мы постоянно пользовались в своих делах. За­тем, конечно, Бог все, что Он сотворил в шесть дней, мог создать в одно мгновение ока одним словом и одним мановением. Но впоследствии явились люди, — я разумею гре­ков и их философов, — которые с своей мудростью дошли до безумия: они не соблюли закон Его и потому мудрость их оказалась безумием. Они-то на счет того, что было создано в шесть дней, не усомнились измыслить басни, будто бы все про­изошло самобытно — и небо, и земля, и солнце, и луна, и все видимое. После этого до чего бы дошло их бесстыдство, если бы все было сотворено в один час! Но Господь Промысли­тель предупредил их неправду и не дал пищи их языкам, извергающим яд и поношения на Создателя и почитающим тварь вместо Творца. **//Слово на начало Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы** См. Толкование на [[old:gen:01:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 1:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы** Бог знает, каков будет мир в будущем и что будущее творение будет почти совершенно; Он уже хвалит существующее к этому мгновению, в самом начале творения, ибо заранее знает его конец. //**Шестоднев.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы** Бог от вечности **видит** и находит сообразными со Своею премудростью и благостью Свои творения. Моисей, вводя Бога человекообразно, по совершении каждой части творения одобряющего ее, удостоверяет нас о совершенстве каждой твари в своем роде и для своей цели, хотя бы мы ее и не знали, и тайно нас укоряет нарушением совершенства тварей [[new:rim:08:20|(Рим. 8:20)]]. **Отделение света от тьмы** совершилось или через самое сотворение оного и отделение от вещества темных тел, или чрез особливое движение, которым он, заняв часть пространства, положил в природе основание тем кругообращениям, которые чрез попеременное действие света на разные стороны земли образуют на ней свет и мрак, день и ночь. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом, и между тмою** **И виде Бог свет, яко добро.** Эти слова нужно понимать не как выражение как бы радости от необычайного добра, а как одобрение творения. Ибо, — насколько это может быть выражено на человеческом языке, — что приличнее сказать от лица Бога, как не слова: //рече, бысть, угодно,// так что в //рече// дается разуметь Его власть, в //бысть// — Его могущество, а в //угодно// — Его благоволение: так эти неизреченные [действия] должны были быть выражены людям человеком, чтобы послужить всем на пользу! //**О буквальном смысле Книги Бытия.**// ---- **И увидел Бог свет, что он хорош.** Эти слова означают не то, что Бог возрадовался доселе неведомому благу, но что Он был доволен благом свершенным. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ----- См. также Толкование на [[old:gen:01:03#blzh_avgustin|Быт. 1:3]] //**О книге Бытия буквально. Книга I.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Ст. 4-5 **И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един** **«И виде Бог свет, яко добро». Виде**, – это не то значит, что Бог до сих пор не видел, и только теперь усмотрел. Нет, Бог от вечности предопределивший сотворить мир, от веч­ности предначертавший устройство его в целом и частях, без сомнения от вечности знал, что **свет** будет **добро**, т. е. вполне будет соответствовать Его премудрости и благости. И вот, сотворенный **свет** действительно явился таким, каким ему надлежало быть по предначертанию Божию. Теперь если сказано: И увидел Бог, что **свет добро**, – это значит, что Бог с таким же удовольствием воззрел на осу­ществление своего предначертания о **свете**, как был дово­лен самым предначертанием. – В каком же отношении **свет добро**? – **Свет** составляет необходимое условие для жизни растений, без **света** они не могут развиваться. Отра­жение **света** производит разноцветность в предметах: она приятно нас поражает в радуге, в каплях росы, в облаках. **Свет** есть самый сильный химический деятель, так что может превращать в пыль алмаз, сопротивляющийся вся­кому другому давлению. **Свет** дает нам возможность по­средством зрения ощущать отдаленные предметы, откры­вает пред нами красоту созданий Божиих и возбуждает в созерцателе благоговение и любовь к Создателю. **«И разлучи Бог между светом и между тмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь»**. В первоначальном состо­янии своем **свет** не был еще отделен от **тьмы**, потому что светящая материя окружала собою землю и прочие планеты со всех сторон и таким образом **свет** был повсюду, но он был смешан с тьмою, потому что при чрезвычайной разре­женности светящей материи **свет** не имел той яркости, какую он получил в последствии. Отделение **света от тьмы** началось вместе со сгущением светящей материи; при этом сгущении, с одной стороны, **свет** приобретал более и более яркости, с другой стороны, наша земля и другие планеты, одна за другою, стали выходить из светящего тумана, так что он окружал их уже не со всех сторон, а стал являться им с одной стороны, тогда как другая сторона была во мраке; таким образом **свет** был отделен от **тьмы**, и произо­шло различие между днем и ночью; на той стороне земли и других планет, которая была обращена к светящей мате­рии, был день, а на противоположной стороне – ночь. **«И бысть вечер и бысть утро, день един»**. Когда светя­щая материя перестала окружать земной шар со всех сторон, то одна сторона земли мало-помалу лишилась **света**, и таким образом произошел вечер; но вследствие обраще­ния земли около своей оси эта часть земли опять обратилась к светящей материи, наступило утро, и таким образом исполнился первый день мироздания, и начался второй. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы** //«И увидел… что он хорош…»// Так, по словам Псалмопевца, //«веселится Господь о делах Своих»// [[old:ps:103:31|(Пс 103.31)]]. О свете здесь говорится, что он «хорош», потому что он является источником радости и счастья для всего живого. //«и отделил Бог свет от тьмы.»// Этим самым Бог не уничтожил вовсе первоначальную тьму, а лишь установил правильную периодическую смену ее со светом, необходимую для поддержания жизни и сохранения сил не только человека и животных, но и всяких других тварей ([[old:ps:103:20|Пс 103.20-24]]; [[old:ier:33:20|Иер 33.20-25]]; [[old:ier:31:35|Иер 31.35]]). [<10>]