[<10>] ====== Толкования на Быт. 1:10 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** См. Толкование на [[old:gen:01:09#svt_vasilij_velikij|Быт. 1:9]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро** **И нарече Бог сушу землю**. Видишь ли, возлюбленный, как невидимую и неустроенную землю, скрывавшуюся под водами, как бы под каким-либо покровом, Бог разоблачил, так сказать, и теперь показал нам лице ея, назвав ее собственным именем? **И собрания вод**, сказано, **нарече моря**. Вот, и воды получили свое имя. Как отличный художник, когда намеревается устроить, по правилам своего искусства, какой-либо сосуд, не прежде дает ему название, как окончить его совсем, - так и человеколюбивый Владыка дотоле не дает названий стихиям, пока Своим повелением не поставит каждую из них на свое место. Затем, когда земля получила свое имя и пришла в надлежащий вид, удостоились своего названия и воды, собравшиеся вместе. Нарече, говорит, собрания вод моря, и прибавил опять: **и виде Бог, яко добро**. Так как немощная природа человеческая была не в состоянии достойно восхвалить создания Божии, то божественное Писание наперед показывает нам, как они похвалены самим Создателем. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 5.**// ---- Надобно знать, что Бог ни земли, называемой так теперь, не создал зем­лею, ни имени такого ей не дал, а первоначальным названием мироздания было **"суша"**, как говорит Давид: //«Его – море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали"// [[old:ps:094:05|(Пс.94:5)]]. Произошла суша, а названа землею, подобно тому как произошла твердь, а названа небом. **//Беседа о третьем дне творения и о воскресении.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** См. Толкование на [[old:gen:01:09#svt_grigorij_nisskij|Быт. 1:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** См. Толкование на [[old:gen:01:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 1:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** См. Толкование на [[old:gen:01:09#prp_efrem_sirin|Быт. 1:9]] ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** См. Толкование на [[old:gen:01:09#prp_ioann_damaskin|Быт. 1:9]] ===== Блж. Августин ===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** См. Толкование на [[old:gen:01:09#blzh_avgustin|Быт. 1:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** Следует заметить, что любое скопление воды, будь то солёной или пресной, в соответствии с особенностью еврейского языка может называться морем. Поэтому тщетно Порфирий клевещет, будто евангелисты назвали Геннисарет морем вместо озера, чтобы сделать перед несведущими чудо [более ярким] посредством упоминания о том, что Господь ходил //«по морю»//. Потому что любое озеро и вообще любое скопление воды может быть названо морем. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро** **"Нарече"**, т. е. определил, чтобы люди осушенную по­верхность земного шара называли землею, а главные и огромные вместилища водные, с которыми имеют связь меньшие – морями. **«И виде Бог, яко добро»**. Образование суши есть великое добро в том отношении, что чрез это приготовлено место для растений и животных, водящихся на суше. Самое распределение вод между частями материка сделано с мудрою и благою целью: если бы материк состав­лял нечто сплошное, если бы не разделялся на известные теперь участки, называемые Европой, Азией, Африкой, Америкой, Океанией, то жизнь на суше возможна была бы только на окраинах, а в средине, по причине удаления от океана, доставляющего влажность для находящихся на суше растений и животных, все было бы мертво, как, напр., и теперь в срединной Африке, слишком удаленной от моря. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо** О том, каким путем и как долго происходил этот процесс обособления воды от суши и самообразование земной коры, Библия не говорит нам ничего, открывая тем самым полный простор научным изысканиям. В космогоническом же видении, с которым имеет дело Библия, отмечен только общий характер и конечный результат этого третьего периода мирообразования или - на языке библейского видения - третьего дня творения. [<10>]