[<10>] ====== Толкования на Быт. 1:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли** См. Толкование на [[old:gen:01:21#svt_ioann_zlatoust|Быт. 1:21]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 7.//** ---- Почему Бог, когда создал звезды, не благословил их? Почему после создания не благословил растений и деревьев? Одно благословляет, другое не благословляет. Что было при­чиной такого превосходства? Слушай. Звезд, сколько произошло сначала, столько и остается; они не могут увеличиваться ни по числу, ни по объему; поскольку они должны были оставаться в одном и том же положении, они не нуждались в благословении, которое бы их умножало. Те же создания, которые умножаются путем преемственности, и иначе получать прира­щения не могут, необходимо должны были принять и благосло­вение. Опять повторю тоже, чтобы еще лучше утвердить сказан­ное в мысли, так как, братие, и растение, посаженное в раз­рыхленную землю кое-как, небрежно, не имеет устойчивости, а стоит твердо, когда только зарыто глубоко и с полною тщательностью. Звезды в благословении не нуждались, потому что последнее не давало им способности умножаться. Птицы же, рыбы и человек в таком благословении нуждались в виду преемственности происхождения. Где немногое умножается и ма­лое возрастает, и где иначе, как чрез преемственность, умно­жаться создание не может, там имеет место благословение. Теперь, когда мы узнали причину, почему указанные творения удостоились благословения, нужно, наконец, обратиться к осталь­ным изречениям Писания. **«Раститеся»**, потому что были малы; **«размножайтесь»**, потому что не многочисленны; **«наполняйте воды»**, по­тому что были в одной их части. **//Беседа о четвертом дне творения.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли** Те, кто считают, будто души переселяются в разные естества, по моему мнению, сливают в одно [различающиеся] свойства природы, смешивают и путают между собою все вещи: неразумное и разумное, чувствующее и бесчувственное, - как если бы они переходили друг в друга, не удерживаемые никаким естественным порядком от взаимного перетекания. Ибо утверждать, что одна и та же душа в один момент становится словесною и разумною в зависимости от вида определенного тела, потом опять скрывается в норы с пресмыкающимися, или присоединяется к стаду птиц, или переносит на себе тяжести, или делается плотоядной, или живет под водою, или же переходит в нечто бесчувственное, пускает корни и превращается в дерево, распускающее ветви и на них порождающее либо цветы, либо иголки, либо что-то питательное или ядовитое, - означает не что иное, как утверждать, что все это - одно и то же, и что во всех существах - одно естество, смешанное в какой-то слитной и неразделимой общности с самим собою; и что потому ни одно свойство не отличается от другого. //**Диалог о душе и воскресении.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли** И затем - сколь чистое и ненасильственное продление рода! Чтобы живые существа соединялись не как попало, но только со своим родом... Животные не знают прелюбодейного брака с партнерами другого рода, подобно тому, как это делают ослы, сходясь с кобылами и при усердном содействии людей порождая совместное потомство, либо, наоборот, подобно жеребцу, который соединяется с ослицей. Поистине, те и другие обладают прелюбодейной природой; и то, что они совершают скверное по отношению к природе, еще хуже, чем оскорбление в отношении личности. И ты, человек, виновен в этом, поощряя скотское прелюбодеяние и то животное почитая лучшим, которое прелюбодейнее, чем то, которое верно своему роду. Ты сам соединяешь разные роды, и смешиваешь разные семена, и часто против воли вовлекаешь их в запретные связи, и называешь это сельскохозяйственным искусством. //**Шестоднев.**// ---- Древние мудрецы верили, что из зубов гидры, посеянных возле Фив, проросли вооруженные воины, хотя семена одной природы никоим образом не могли обратиться в другую природу и дать ростки, чуждые семенам, - так, чтобы из зубов змеи родились люди и зубы породили плоть. Если уж они в это верили, насколько сильнее надлежит верить, что все посеянное возрождается в своей собственной природе, и всходы не чужды посеву, и твердое не рождает мягкого, а мягкое - твердого, и яд не обращается в кровь, но плоть рождается от плоти, кость - от кости, кровь - от крови, влажность - от влажности. //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле** **Благословение** есть изъявление //благоволения//, но в повествовании о Боге, без сомнения, знаменует и //благотворение//. В особенности часто изображается в священных книгах благословением умножение племени ([[old:gen:24:60|Быт. 24:60]]; [[old:ps:127:03|Пс. 127:3-5]]). Посему и при сотворение животных благословением означается то действие Творца, которым он как бы в собственность дал им способность размножать свой род. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли** См. Толкование на [[old:gen:01:21#blzh_avgustin|Быт. 1:21]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Ст. 22-23 **И благослови я Бог, глаголя: раститеся [плодитесь] и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли. И бысть вечер, и бысть утро, день пятый** **«И благослови я Бог»**. Благословение вообще означает изъявление благожелания. Изъявляемое людьми благожелание не всегда переходит в дело, остается одним благожеланием сердечным или словесным; но благословение Божие всегда соединено с дарованием действительного блага тому, кому оно преподается. Каким же даром Творец благословил рыб и птиц? – Способностию плодиться по­средством половых совокуплений однородных рыб и птиц и чрез сие размножаться в неделимых того и другого рода. Благословение размножения дано и растениям, но оно за­ключено в одном повелении о бытии их. Животные выше растений по своему более сложному устройству и по спо­собности чувствовать и свободно двигаться. Соответствен­но сему и благословение, данное им, выражено особенным образом, в такой форме, которая предполагает в них неко­торую способность свободно принять благословение. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-23 **И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый** //«И благословил их Бог, говоря…»// Появление первой настоящей жизни (животной в отличие от растительной) отмечается особым чрезвычайным актом Творца - Его благословением. В силу этого творческого благословения, все новосотворенные Им твари получают способность к размножению «по роду своему», т. е. каждый из видов животных - к воспроизведению себе подобных. //«плодитесь и размножайтесь…»// В еврейском тексте оба эти слова имеют одно и то же значение, а самое соединение их, по свойству еврейского языка, указывает на особое усиление заключенной в них мысли об естественном размножении живых существ путем рождения. //«и птицы да размножаются на земле…»// Тонкая новая черта: раньше стихией птиц был назван воздух, как область, в которой они летают ([[old:gen:01:20|20 с.]]), теперь добавляется еще и земля, на которой они вьют свои гнезда и живут. [<10>]