[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю** **Сия книга бытия небесе и земли**, говорит Писание, когда совершилось все видимое и каждое из существ заняло отдельно свойственное ему положение, когда небесный свод кругом объял собою Вселенную, а в середине ее нашли себе место тела тяжелые и стремящиеся вниз — земля и вода, взаимно друг другом поддерживаемые. Некоторой же связью и скрепой сотворенного в естество существ вложены божественное искусство и божественная сила, этой двойной действенностью правящие Вселенною. Ибо покоем и движением сообщили они бытие несуществующему и продолжение бытия существующему вокруг того, что в неподвижном естестве тяжелое и непреложное, как бы вокруг какой неподвижной оси, приводя в самое быстрое движение полюс, вращающийся подобно колесу, соблюдая неразрушимость взаимно в том и другом, потому что круговращаемая сущность скоростью движения плотность земли сжимает в нечто круговидное, а твердость и упорство непременной неподвижностью непрерывно поддерживает движение вращающегося около нее. Действенностью же этих противоположностей — неподвижным естеством и не знающим покоя круговращением — производится в том и другом равный избыток, потому что и земля не прелагается с собственного своего основания, и небо не умаляет и не ослабляет стремительности движения. //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю** Обрати и здесь внимание на мудрость этого чудного пророка, а лучше сказать, на учение Св. Духа. Рассказав нам о каждой твари в отдельности, изложив дела шести дней, и создание человека, и данную ему власть над всем видимым, теперь он опять представляет все уже в совокупности, и говорит: **«сия книга бытия небесе и земли, егда бысть»**. Здесь стоит рассмотреть, почему Моисей эту книгу называет книгою **«небесе и земли»**, когда она содержит много и другого, учит нас о многом другом, о добродетели праведников, о человеколюбии Божием, о снисхождении, какое Господь показал и к первозданному и ко всему роду человеческому, и о многом другом, чего не нужно исчислять в настоящее время. Не удивляйся этому, возлюбленный: таков обычай у Св. Писания – не всегда рассказывать нам обо всем подробно, но, начавши с того, что всего важнее по содержанию, прочее предоставлять рассмотрению тех, которые имеют доброе расположение воспринимать возвещаемое. И дабы тебе увериться, что это так, объясню тебе это из того, что теперь прочитано. Показав в предыдущих словах создание всего в отдельности, божественное Писание уже не упоминает обо всех тварях, но говорит: **«сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю»**, и проч. Видишь, как (Писание) всецело речь обращает к небу и земле, предоставляя нам из этого доразумевать обо всем прочем? Когда оно говорит о небе и земле, то разумеет все в совокупности, что есть на земле и на небе. Поэтому, как при повествовании о тварях оно не говорит обо всех их по порядку, но упомянув о главнейших, затем не повествует нам о каждой в отдельности, так и всю эту книгу, хотя она содержит в себе много другого, называет книгою **«бытия небесе и земли»**, предоставляя нам из упоминания об них заключать, что в этой книге должно содержаться все видимое, что только есть и на небе, и на земле. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 12.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо** Предприемля описать происхождение человека, повествователь вновь касается происхождения мира, дабы показать совокупность и того, и другого и дабы представить сотворение мира как бы приготовлением к сотворению человека. Слова: **сии суть порождения небес и земли при сотворении их** и проч. составляют надписание последующего сказания о украшении земли и о роде человеческом в особенности ([[old:gen:05:01|Быт. 5:1]], [[old:gen:06:09|6:9]], [[old:gen:10:01|10:1]]). Объясняя понятие //порождений неба и земли//, повествователь говорит, что они начинаются, по еврейскому выражению, от //дня//, то есть от //времени// сотворения, ибо день у евреев приемлется в пространнейшем знаменовании за некоторое известное время ([[old:is:02:12|Ис. 2:12]], [[old:is:02:17|17]], [[old:is:02:20|20]]). ... Достойно замечания, что во вступлении в повествование о человеке в первый раз полагается в Св. Писании величественное имя יהוה //Иегова//, то есть //Сый// или //Осуществователь//, в соединении с употребленным прежде именем אלהים //Элогим Бог//. Может быть, намерение повествователя было внушить чрез сие особенно то, что Бог, Творец мира и человека, есть Тот самый, который открылся Израилю как //Осуществователь// благодатных обетований [[old:ish:03:15|(Исх. 3:15)]]. Некоторые новейшие исследователи священных книг замечают здесь совсем другое. Приметив, что до сего места книги Бытия постоянно употребляемо было в ней имя //Элогим//, а отселе до конца III главы употребляется //Иегова//, //Элогим//, они заключают из сего, что сия часть книги писана совсем другим писателем. Но в сей самой части употребляется и одно //Элогим// ([[old:gen:03:03|Быт. 3:3]], [[old:gen:03:05|5]]). Который же из мнимых двух писателей написал сии стихи? Даже в одном стихе написано сперва //Иегова// //Элогим//, а потом //Элогим// [[old:gen:03:01|(Быт. 3:1)]]. Итак, неужели и один сей стих написан двумя писателями? В IV главе многократно употребляется одно //Иегова//. Неужели нужен для сего третий писатель? Глава V начинается надписанием, совершенно подобным настоящему, кроме того, что там написано //Элогим//. Сколько же еще надобно выдумать разных писателей для изъяснений сей разности в словах? Впрочем, ученые защитники сей смелой догадки сами довольно обеспечивают нас от труда состязаться с ними, когда один (Эйхгорн) сей части книги Бытия в сравнении с предыдущею предписывает преимущественную древность, по ее слогу, необработанному и неученому; а другой (Гейнрихс) находит здесь более обработанности в слоге и более признаков учености. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-7 **Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю, и всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати на земли. Источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли. И созда Бог человека в день шестой, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу** Сказав о субботнем покое и о том, как Бог благословил и освятил день седьмой, Моисей снова обращается к повествованию о первоначальном устроении тварей, где, кратко упомянув о том, о чем уже было сказано, обширно излагает недосказанное. Начиная же повторять повествование о сотворении вещей, говорит он: **Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю, и всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати на земли. Источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли.** Всякий, слыша это, должен разуметь, что хотя Писание сказало уже о днях творения, об освящении и благословении дня субботнего, но и по окончании дней творения снова обращается к повествованию о начале творения: **Сия книга бытия небесе и земли,** - то есть повествование о сотворении неба и земли, - **в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю.** Не было еще всякаго злака сельнаго, не прозябала (не произрастала) еще всякая трава сельная. Но хотя, действительно, не появились они в первый день, потому что произошли в третий, однако же в повествование о творении первого дня не напрасно внесено слово о том, что сотворено в день третий. Ибо далее говорится, почему не произрастали злаки и травы, - а именно потому, что Господь не посылал дождя на землю. **Источник же исхождаше из земли, и напаяше все лице земли.** Поскольку все рождалось, как рождается и ныне, из соединения вод с землей, то Моисей хотел здесь показать, что злаки и травы не сотворены вместе с землей, ибо не сходил еще дождь. Когда же исшел великий источник великой бездны и напоил всю землю, тогда, после собрания вод в третий день, земля в тот же день породила всякий злак. Итак, воды, над которыми в первый день распростерлась тьма, были те самые, которые вышли из этого источника и в мгновенье ока покрыли всю землю. Сей-то источник раскрылся и во дни Ноевы, и покрыл водой все горы, находящиеся на земле. Сей источник исходил не из-под земли, но из самой земли, ибо не сказано, что исходил из-под земли, но - **исхождаше из земли.** Что воды, бывшие на земле, не первоначальнее земли, о том свидетельствует самая земля, которая носит их в недрах своих. Итак, говорит Писание, из земли исшел источник и оросил **все лице земли,** и тогда произвела она злаки, травы и произрастания. Сделано же так не потому, что Бог не мог иначе произвести из земли растения, но Ему угодно было, чтобы земля породила растения при содействии вод, и Он положил начало тому, чтобы то же продолжалось и до конца. Сказав о том, что было опущено и не изложено в повествовании о творении в первый день, Моисей переходит к описанию создания человека и говорит: **и человек не бяше делати землю**, - то есть до шестого дня не существовало человека, потому что сотворен он в шестой день. **И созда Бог человека** в день шестой,** персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу**. Животные, скоты и птицы при самом сотворении получали вместе тела и души. Человека же Бог многим почтил: во-первых, тем, что создал его, как сказано, Своей рукой, вдунул в него душу, дал ему власть над раем и над всем, что вне рая, облек его славой и дал ему дар слова, разум и ведение Божества. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 4-6 ** Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли** Что же это означает, что здесь, упомянув небо и землю, Моисей добавляет:** и всякий полевой кустарник... и всякую траву,** но умалчивает о столь многом другом, что есть на небе и на земле, а также в море? Не означает ли это, что под зеленью полей он разумеет невидимое творение, то есть душу? Ибо в переносном смысле «полем» часто называется в Писании мир... Далее, когда Моисей добавляет: **которого еще не было на земле,** он подразумевает: пока душа еще не согрешила. Когда же душа осквернилась вожделениями, она словно родилась на земле, и будет правильным сказать, что она есть на земле. Поэтому Моисей добавляет: **ибо Господь Бог не посылал дождя на землю.** Потому и теперь Бог сотворяет зелень полей, посылая дождь на землю, то есть давая душам вновь зазеленеть от Своего слова. Орошает же Он их из туч, то есть писаниями пророков и апостолов. **...Лицом земли,** то есть достоинством земли, по праву называется Мать Господа, Дева Мария. Оросил же Ее Дух Святой, обозначаемый в Евангелиях именем источника и воды. То же, что человек был создан из праха и поселен в раю, дабы возделывать и хранить его, означает, что он должен был пребывать в воле Отца, исполняя ее и покорствуя ей. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV. Паремия, положенная на вечерне в четверток первой седмицы Великого поста (Быт 2, 4–19). В сей паремии содержится повествование о сотворении Адама в дополнение к сказанному о сем в 1-й гл. Бытия, о местопребывании Адама и о намерении Божием создать ему жену. Ст. 4–5 **Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, воньже день сотвори Господь Бог небо и землю, и всякий злак сельный [полевой], прежде даже быти на земли, и всяку траву сельную, прежде даже прозябнути: не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати ю** В сих словах содержится сокращенное повторение предшествовавшего сказания о шестидневном творении. **«Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, воньже день сотвори Господь небо и землю»**, т. е. таково сказание о про­исхождении всего мира, – небесе и земли, – о происхож­дении не предвечном, а временном, не самобытном по законам природы, а единственно по воле Творца, от Кото­рого все существующее получило свое бытие в известное время. Что небо и земля произошли не от вечности, не сами собою и не по законам природы, но во времени и по воле Творца, эта истина очевидна для читателя из предшество­вавшего рассказа Моисеева о творении; но бытописатель почитает нужным снова указать на нее читателю, как на такую истину, которую нужно твердо помнить, чтобы не увлечься ложными учениями язычников о довременном и самобытном существовании мира, и чтобы вследствие того не обоготворить твари вместо Творца. – Творение мира продолжалось шесть дней. Сему не противоречит свиде­тельство Бытописателя как бы об одном дне: **«егда бысть, вонъже день сотвори Господь Бог небо и землю»**. Ибо здесь под днем разумеется не день в тесном смысле, не сутки, а вообще время, в каковом смысле это слово употребляется и в других местах Писания, например: //«Грядет день Иеговы воинств на все высокомерное и выспреннее. – И един Иегова будет высок в оный день. – В тот день (т. е. в то время) человек бросит... идолов своих»// [[old:is:02:12|(Ис. 2:12]]; [[old:is:02:17|17-20)]]. Господь сотворил не только небо и землю, но и все, что на них. Избегая повторения сказанного об этом в 1-й главе Бытия (см. первые три паремии), бытописатель упоминает здесь только о сотворении злаков и трав, замечая, что они сотворены **«прежде далее быти на земли, прежде даже прозябнути»**, т. е. прежде чем могли родиться по законам природы, которые вступили в действие в растительном царстве только тогда, когда уже оно вызвано к бытию волею Творца, когда растения, по манию Творца, явились на свет вдруг, совершенно готовые, в состоянии зрелости. Почему же не раньше? Ответом на сие служат дальнейшие слова: **«не бо одожди Господь на землю и человек не бяше делати ю»**. Орошение земли дождевою влагою и труд чело­века, возделывающего землю, разводящего и воспитываю­щего разные растения, – вот обыкновенные условия для их произрастания, по законам природы. Но эти условия еще не были даны, – суша, едва отрешившаяся от покрывав­ших ее вод, орошаема была одними парами, поднимавши­мися с земли, и еще не был сотворен человек. Об орошении суши парами бытописатель говорит: **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Марий Викторин ===== Ст. 4-6 ** Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли** Христос есть та река, о которой говорит пророк, что она орошает и поливает всю землю. Христос все орошает - и видимое, и невидимое, поливая живою водою субстанцию всякого сущего. В Ком пребывает жизнь, Тот есть Христос; в Ком Он орошает - Святой Дух; в Ком заключена жизненная сила - Бог Отец; но Бог всего - един. //**Против Ария.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо** __//Творение первого человека.//__ //«Вот происхождение неба и земли…»// Это не что иное, как общий заголовок целого нового раздела библейской первоистории, начинающегося отсюда ([[old:gen:02:04|Быт 2.4]]) и простирающегося до следующего подобного же заголовка ([[old:gen:05:01|Быт 5.1]]). Доказательством этого служит как филологический анализ стоящего здесь еврейского слова toldoth, так и его библейское употребление, о чем у нас уже была речь выше (см. введение к кн. Бытия). //«в день…»// День, о котором говорится здесь (славян. Библ.), это не обычные астрономические сутки, ибо здесь нет необходимого указания на утро и вечер, - а весь шестидневный период творения мира, как это ясно из контекста, в котором идет речь о творении всей вселенной, объединенной в понятиях «неба и земли». Лучший перевод этого места дает сирийская версия (Пешито), которая просто говорит //«в то время»//, когда созданы были небо и земля… [<10>]